В Омске прошел второй национальный кинофестиваль дебютов «Движение». На этот раз конкурсная программа фестиваля была разделена на две секции: основную «Движение. Вперёд», где было представлено семь премьерных работ, и короткого метра «Движение. Начало», в которой соревновались 11 режиссёров. В жюри главной соревновательной секции вошли режиссер Владимир Хотиненко, актеры театра и кино Дарья Мороз и Анатолий Белый, а также продюсер Елена Яцура. Судьи открывали фестиваль не в полном составе. Анатолий Белый приехал в город на день позже, поэтому в работу ему пришлось включиться сразу. Актер рассказал Metro, чем его заинтересовал фестиваль, почему он пересматривает свои фильмы и поделился впечатлениями о последней работе в кино.
На открытие фестиваля у Вас прибыть не получилось, когда вы прилетели в Омск, сразу приступили к работе?
– Прилетел, перекусил и сразу пошел на показ фильмов. До прилета фильмы, мы, естественно, не видели. В основном конкурсе показы идут одни за другим.
Как Вы попали в жюри фестиваля?
– Недели две-три назад мне позвонила генеральный продюсер «Движения» Полина Зуева, мы с ней давние знакомые, и сказала: «Толя, не хочешь ли ты? Есть ли у тебя свободное время?». И мне захотелось совместить полезное с приятным: повидаться со старыми знакомыми и посмотреть массу нашего нового молодого кино, которое потом вряд ли я где-то увижу.
Вы ведь не впервые у нас?
– Да, в первый раз я был в Омске на гастролях МХТ с «Белой гвардией». Тогда мы побродили по центру, зашли в ваш красивый храм, нас провели вниз, показали историческую кладку, прошлись по Ленина, хотели сходить в музей Колчака, но он был на ремонте. На этот раз мы побывали в музее Врубеля, который нас поразил.
Какой кино-жанр Вы предпочитаете как актёр и как зритель?
– То, в чём мне хочется играть, то мне интересно и смотреть. Наверное, мне ближе психологические драмы, мелодрамы, триллеры. Всё, связанное с внутренним миром человека.
А свои фильмы пересматриваете?
– Нет. Ужас! Катастрофа… Я смотрю фильмы с собой для того, чтобы увидеть ошибки и пытаться их не повторять. На себя со стороны смотреть тяжело, честно сказать.
Вы чувствуете себя звездой? И важно ли быть знаменитым?
– Звездой я себя не ощущаю,а о знаменитости всегда помню строки Пастернака: «быть знаменитым некрасиво...» А вот внимание к себе со стороны людей приятно,чего скрывать.это оценка моего труда. Я не буду кокетничать, это важно, но я отношусь к этому очень спокойно. Всё так относительно. Сегодня ты популярный, а завтра тебя уже забыли. Такая профессия у нас.
Вам не досаждают поклонницы?
– Нет, не досаждают. Под окнами не ходят. Ничего такого, слава Богу, нет.
Помимо работы в театре и на экране Вы ещё озвучиваете...
– Я периодически работаю на дубляже, не могу сказать, что очень много. Раньше было чаще, сейчас очень редко.
Легче работать только голосом?
– Интересно, но сравнивать с актёрской работой нет смысла. Это ещё одна работа, которой мне очень нравится заниматься. Я с удовольствием озвучивал бы и фильмы, и мультики.
Можете выделить какие-то любимые работы на экране, на сцене?
– Я подхожу к этому так: люблю всё, что я делаю. Периодически возникают какие-то пристрастия. Потом это восприятие меняется. Театр и кино вообще очень разные вещи. Я не играю в театре ролей, которые мне не нравятся, я не прыгаю зайчиком, у меня нет неинтересных для себя спектаклей. Мне посчастливилось, все роли – мои любимые.
А в кино?
– В кино немножко другая ситуация. Иногда я соглашаюсь на сценарии, которые меня не очень привлекают. Снимаюсь для того, чтобы быть в тонусе, чтобы заработать деньги для семьи, в конце концов. Что же от этого уходить? Я не стесняюсь. Но никогда не снимаюсь только ради заработка в совсем ужасе, который мне не нравится. Были более интересные сценарии, были менее. Но всё это я говорю про настоящее время, а в начале карьеры, конечно же, нужно было просто набирать обороты. И я снимался в том, в чём сейчас бы никогда не снялся. Мне нужно было количество, нужно было понять, как это работает, нужен был опыт. К счастью, сейчас я имею такую возможность – выбирать.
Если бы Вам сейчас предложил сняться режиссер в своей дебютной работе, согласились? Вы смотрите только на сценарий или ещё и на имя человека?
– Я на все смотрю. Я смотрю на сценарий, я смотрю на то, кто это делает, смотрю на каст (на партнеров). Всё важно. И да, я периодически снимаюсь в дебютных работах.
Когда это было в последний раз?
– Года два назад я часто снимался в дебютных коротких метрах – выпускных ВГИКовских работах. Если интересная история, если я вижу, что это талантливый режиссёр, я с удовольствием это делаю. У меня были такие истории: я снимался в коротких метрах, которые были показаны на фестивале «Кинотавр» и даже взяли призы. Если есть свободное время, я с удовольствием участвую в том, что ещё не пробовал.
Недавно на экраны вышел фильм «Шагал-Малевич», где вы сыграли Казимира Малевича. Я читала, что внучка Шагала наблюдала за съемочным процессом…
– Это утка. Никакой внучки Шагала у нас не было на площадке.
Как на Ваш взгляд, удалось ли воплотить образ художника-авангардиста?
– О своей работе я не могу судить, пусть о ней судит кто-то другой, но мне за неё не стыдно. Честно говоря, для меня было большим счастьем встретиться с классиком нашего советского кино Александром Миттой. Это большая школа для меня и большой подарок. Фильм, мне кажется, получился.
С какими основными сложностями столкнулись, работая над фильмом?
– Я как-то даже не знаю, как говорить о сложностях. Что такое сложности? Было очень интересно. Я не вижу сложностей, я вижу интерес в том, чтобы сделать то, что еще не пробовал. Здесь как раз Александр Митта предложил сделать такой характерный персонаж, какого я ещё не делал, решительный, революционный, где-то даже плакатный. Это в стилистике фильма, в стилистике того времени. Образ рубленный, чёткий. Интересно было вгрызаться в это, попытаться сыграть, воплотить грандиозного художника двадцатого века. Мы не шли за тем, чтобы делать копию характера. В жизни он был более многогранен. В фильме выделена одна жирная линия. В этом ключе мы и работали, чтобы показать человека огромной воли.
фото: Екатерина Иванова