23 февраля врио губернатора Челябинской области Борис Дубровский дал интервью еженедельнику Metro Челябинск. Тема разговора была задана датой – россияне отмечали День защитника Отечества.
– Борис Александрович, вы как военный: работаете и в праздники, и в выходные… Кстати, как сегодняшний праздник называете и воспринимаете – День защитника Отечества или по-старому День Советской армии?
– Для меня это в первую очередь день военного человека. Хотя сегодняшнее название праздника заставляет осмыслить и относиться к нему по-другому. Защитник Отечества – это не только человек с оружием. Тем более теперь, когда понятие войны размыто. Скажите, вот как называется то, что сейчас творится на Украине? Казалось бы, там никто ни на кого не напал. Помните известную фразу из фильма «Белорусский вокзал»: «Вот враг, рядом свои, и наше дело правое»? Это на фронте все ясно, а в мирной жизни многого не понимаешь. Поэтому сейчас словосочетание защитник Отечества носит другой характер. Это каждый, кто считаете себя патриотом, кто работает для развития Родины, делает её сильнее, а нашу жизнь - безопасней. Да, для военных это всегда профессиональный праздник. Но когда я сегодня поздравлял офицеров и солдат, подумал, что это и мой день, хотя погоны не ношу. И не только потому, что в семидесятые годы служил ефрейтором…
– Срочную службу вы проходили в радиотехнических войсках. Азбуку Морзе помните?
– Когда-то неплохо знал. Хотите, расскажу, как Азбуку Морзе учат? Так интересно! Никто не считает знаки – точки, тире. Все запоминают напевы. Буква а – это «куда», б – «баки текут».
– Неужели у будущих радиотелеграфистов музыкальный слух проверяют?
– Конечно. Без него в такие войска не попадешь. Я уже не помню, сколько знаков принимал в минуту, но такая работа – серьезная нагрузка. Руки отстают от того, что ты слышишь, поэтому в голове постоянно знаков пять надо держать. Это нелегко, особенно в первое время. Многие солдаты-радиотелеграфисты во сне эти знаки повторяют, вернее, напевают. Стоишь ночью дежурным по роте на тумбочке, а вокруг все поют…
– Вы с пользой провели два армейских года?
– Мне не пригодилась в дальнейшей жизни полученная профессия. Однако я прошел хорошую школу становления характера, понял, что такое армейская дружба и товарищеские отношения, которые формируются после шести месяцев службы. До сих пор помню всех сослуживцев, с некоторыми общаюсь. Не могу сказать, что радовался, когда шел в армию. Но когда вернулся со службы, почему– то стал этим гордиться. К тому же именно в то время поездил по стране: служил сначала в Волгограде, затем был прикомандирован к разным частям в Азербайджане, на Западной Украине. По сегодняшним меркам проходил службу за границей. И тогда мне казалось, что географических впечатлений хватит на всю жизнь. Лет пятнадцать после армии, живя в Магнитогорске, в разговорах любил блеснуть, что знаю мир: «А, вы говорите про Баку? Был там! И в Агдаме был, где знаменитое вино делают…»
– Армейские байки любите рассказывать? Как, к примеру, солдаты зеленой краской траву красят.
– Я не служил в парадных войсках, где траву красят. Я служил там, где работают. Круглосуточные дежурства, в перерывах – занятия физкультурой. Бегал кроссы, упражнения на турниках выполнял, работал с весом. Веселого ничего не могу вспомнить. Ко всему серьезно относился.
– Хотели бы служить в современной армии? В преддверии Дня защитника Отечества вы были в ЧВВАКУШе. Вас там что– то удивило?
– Приятно поразил быт курсантов. Просторные казармы, никаких двухъярусных кроватей, много душевых. А нас только раз в неделю в баню водили… Армия меняется, и меняется в лучшую сторону. Так и должно быть, потому что это показатель боеспособности страны. Мы же все понимаем, что тот, кто не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую. Правильно Бисмарк говорил.
– Вам сейчас все-таки парадную сторону армии показали. А какими, по-вашему, должны быть российские Вооруженные силы, чтобы в них захотелось служить и не было причины «откосить» от армии?
– Технически оснащенными, современными. Впрочем, не только в этом дело. Надо снова научиться уважать человека в погонах, понимать, что каждый мужчина должен пройти через армию. Тогда и вопроса – служить или не служить – не будет возникать, как в других армиях мира. Конечно, все, что в армии есть плохого, мы должны обсуждать. И мотивировать новобранцев на службу надо. Однако, если бы мне пришлось сейчас снова пойти в армию, я хотел бы служить в той части, где буду уважать командира. Еще в знаменитом «Бородино» об этом шла речь: «Полковник наш рожден был хватом: слуга – царю, отец – солдатам». Отец солдатам – ключевая мысль.
– У вас командиры хорошие были?
– Всякие. И хорошие, и такие, о которых сейчас вспоминать не хочу. А ведь к ребятам, которые призваны на срочную службу, должен быть особый подход. Командир обязан быть психологом, ему надо помочь новобранцам, научить быть солдатами.
– Борис Александрович, из вас бы неплохой военный получился: вы любите дисциплинированность, четкость, своевременное исполнение поручений…
– У военных есть неплохое правило – четкая постановка задачи. Это, вообще-то говоря, задача управленца, который тоже должен четко формулировать цели своей команде. Поэтому мало чем управленец отличается от военного.
– По-вашему, из армии в работу чиновников что можно привнести?
– Ответственность. Ответственность за свою команду. Хороший офицер понимает, что несет ответственность за своих людей. Понимает, что должен быть лидером, иначе за ним никто не пойдет, несмотря ни на какие команды и даже присягу. Быть лидером – вот это, пожалуй, то, что я хотел бы посоветовать взять в качестве основы организации своей работы всем руководителям.
Светлана Шлыкова. Фото: gubernator74.ru