Проект строительства новой высокоскоростной пассажирской магистрали «Москва-Владимир-Нижний Новгород-Чебоксары-Казань-Екатеринбург»  предполагает вырубку большой площади лесного массива Татарстана, который расположен на особо охраняемой территории. Разработчиками было предложено три варианта строительства магистрали, однако все они предполагают гибель заповедных зон. Наиболее предпочтительный для заказчика вариант проходит через Волжско-Камский биосферный заповедник, который включает в себя Раифский заповедник. Другие варианты предполагают строительство через Национальный парк «Нижняя Кама». И все три варианта строительства дороги в любом случае проходят по самому крупному лесному массиву Казани - Лебяжьему. Предполагается вырубка огромной площади лесов. Кроме того, в опасности оказываются также несколько региональных заказников и памятников природы, в частности, заказники «Голубые озера», «Свияжский», «Ленино-Кокушкинский».

Министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин утверждает, что для сохранения природной среды будут приняты высокотехнологичные меры, которые в целом возможно даже улучшат экологическую ситуацию. Начало строительства высокоскоростной пассажирской магистрали запланировано на весну 2014 года.

Мухачев Сергей Германович, общество охраны окружающей среды:

Строительство новой магистрали – неприемлемо. Это станет причиной того, что пострадают местные территории. Большое внимание уделяется лишь особо охраняемым природным территориям, тогда как неохраняемые также  представляют собой огромную ценность, так как на их территории могут обитать редкие виды животных и растений, а это вовсе не учитывается. Заявленные технологические меры по  сохранению природной среды никак не улучшат ситуацию. И в любом случае будут затронуты запредельные территории.

Неля Биктимирова, активистка:

Ни один из преложенных вариантов строительства ВСМ-2 – неприемлем, все они затрагивают особо охраняемую территорию и предполагают вырубку лесов. Сами разработчики признают, что существует угроза для природной среды, и, что проект дороги противоречит действующему законодательству. С правовой точки зрения проекты – недопустимы. И очень важно, чтобы люди знали об этих планах. Важно, чтобы население Казани проявило активность в этом направлении. Скорее всего так и будет.

Факты:

Предварительная протяженность дороги – 1595 км. Планируемая стоимость ВСМ-2 – 1,5 триллиона рублей. Время в пути (Москва-Екатеринбург) – 7,5 часов.