Вокруг замены метро на легкорельсовый транспорт разгорелся скандал. Выделенных двух миллиардов федеральных рублей не хватает, а латать дыры из областного бюджета не выходит. Метро в Омске строит НПО «Мостовик». Строительство первой ветки ведется с 1992 года. Как сообщил министр развития транспортного комплекса Олег Илюшин, в будущем году строительство метрополитена будет продолжено с отработкой схемы движения скоростного трамвая. По мнению главы регионального  минтранса, облегченный вариант метро позволит почти вдвое сократить затраты за счет уменьшения глубины залегания трассы, удешевления стоимости строительства объекта и подвижного состава. Отстаивать нужность метро, взялся подрядчик проекта:

– Дальнейшее развитие Омского метрополитена предполагается осуществлять в соответствии с утвержденным генпланом развития города, – пояснили  Metro  в пресс-службе компании. – К тому же с учетом развития города и увеличения пассажиропотока скоростной трамвай с нагрузками по перевозке не справится. Для сравнения – провозная способность метро – до 60 тысяч пассажиров в час в одном направлении, скоростного трамвая – 20 000.

По  мнению специалистов компании, запустить скоростной трамвай по существующим путям невозможно, а это значит, трамвайная сеть города потребует перекладки верхнего строения пути и строительства многоуровневых развязок. При этом скоростной трамвай, потребует внедрения дорогостоящей расширенной системы обеспечения безопасности и автоматического управления движения поездов.

На ответ «Мостовика» отреагировал московский блогер, бывший кандидат в мэры Омска Илья Варламов:

– У меня есть подозрения, что в Омске вместо метро удалось построить тоннель к центру Земли. По крайней мере, это объясняет те миллионы рублей, которые там исчезают каждый год.  По проекту омское метро хотят делать двухвагонным, упрощенным и сокращенным, для максимального удешевления его сооружения. На практике скоростной трамвай перевезет столько же пассажиров с тем же уровнем комфорта и безопасности, но по цене в 10-12 раз меньше чем предлагаемое «Мостовиком» метро. Жителям Омска желаю поскорее оттащить от кормушки вот этого уважаемого господина, владельца Мостовика.

Омичи предложили решать вопрос взвешенно и подключить к работе эксперта с мировым именем профессора по городскому планированию и вопросам транспорта Вукана Вучика.

– Привезти Вучика в Омск возможно. С его стороны готовность есть. Теперь нужно постоянно долбить тех местных, кто может это оплатить. Собрать миллион с жителей, конечно, почти нереально, поэтому и остаются либо крупные корпорации, либо бюджет, – рассказал Metro  представитель организации «Омск – город для людей» Павел Акимов. – Я уже направил  в правительство предложение выделить сумму на привоз эксперта. А если с ним встретится один (власть или «Мостовик»), то встретится и другой. Здесь принцип домино сработает. Ключевой вопрос - убедить людей, что это нужно.

Со своей стороны Городские проекты Ильи Варламова, готовы организовать приезд в Омск других ведущих мировых транспортных экспертов, если администрация города захочет узнать независимое мнение.

Напомним, первая очередь подземки, в которую входят три станции «Библиотека имени Пушкина» – «Заречная» – «Кристалл» должны были сдать в 2008 году. Открытие первой станции состоялось в сентябре 2011 года.

фото: Илья Петров