Ленинградцы, дети мои, ленинградцы, гордость моя, сказал поэт Джамбул о жителях блокадного города. Крымчане, дети мои, крымчане, гордость моя, повторяю я – только что вернулась из Крыма, находящегося в условиях фашистской (другого слова не подберу) блокады.
Хочу поздравить власти Украины – они победили сильного и опасного врага, коим, несомненно, являлась для украинцев моя тётя Рая, которой было 90 лет. Люди, взорвавшие со стороны Украины линию электропередачи, должны получить боевые ордена – эти герои отважно побороли 90-летнюю женщину: оказавшись без света, моя тётя Туболева Раиса Шамсиевна в темноте упала и умерла.
Похоронить человека в незнакомом городе тяжело. А в Керчи ещё хлестал дождь, ветер с моря срывал шапку с головы, а то вдруг такой наползал туман, что холод пробирал до костей. И всё это в полной зимней темноте энергоблокады. Но просто поразительно, как стойки крымчане, с какой житейской сметливостью они приспособились жить без электричества. Я-то по первости ничего об этом не знала! Что вокруг как-то странно темно, поняла только, когда вышла из автобуса в Керчи.
Но как же мастерски народ выходит из положения! Подходишь к магазину – срабатывает датчик, и на миг загорается лампочка, которая днём заряжается от естественного света; преодолела я ступеньки – опять сработал датчик, и лампочка за моей спиной погасла. В квартирах есть лампа, которая заряжается, когда ненадолго появляется свет, и потом тускло, но освещает помещение.
Везде продаются свечи (5 штук за 100 рублей), самые разнообразные фонари (идёт человек по улице, крутит ручку и светит под ноги) и необъяснимо хитроумные светопроизводящие устройства. В домах завели ноутбуки (ведь в них есть аккумуляторы): как свет вырубился, смотреть телевизор и читать новости ещё два часа можно в полной темноте по ноутбуку. Пришли мы впотьмах в паспортный стол, а там заявления заполняют – кто при свете мобильного, кто ручку фонарика крутит.
А тут вдруг появился рабочий, вытащил на улицу генератор (в помещении его не включить – грохочет и воняет) и – да будет свет! Конечно, проблемы с электроэнергией отражаются на делопроизводстве – сотрудники часто заполняют похоронные бумаги и справки на всяческие пособия от руки под копирку. Конечно, холодно – в коридорах учреждений согревались тем, что надышат посетители. Продавцы, сотрудники сидят в пуховиках и полушубках. Детские сады работают только до обеда.
В квартире нашей тёти мы вечера коротали при свечах, воду для чая кипятили на таблетках сухого горючего. Поразительно, что керчан блокада совершенно не сломила. «Путин сказал, в марте-апреле протянут ещё один кабель. А генераторы приказал все оставить в Крыму!»
Вообще, если президент хочет прочувствовать народную любовь, то это ему надо в Крым – какие плакаты с его портретами висят в магазинах, маршрутках и на улицах Керчи! Как же крымчане верят в Россию! Хотя материально потеряли (цены на продукты стали российскими, а доходы низкие, поскольку предприятия разграблены прежними властями и практически не работают), но морально – это твёрдые духом, преданные России люди, наши братья и сестры!
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.