Ельцину, которого народ кроме как «ЕБН» и «старый пьяница» и не называл, открыли мемориал стоимостью 7 миллиардов наших рублей (4,9 млрд -– из бюджета, 2 млрд – кредит от Минфина, который необходимо будет вернуть)! На эти деньги можно отремонтировать все музеи России.
Мне только что звонили из Вологодского землячества в Москве, рассказали, что Дом-музей художника Василия Верещагина нуждается в ремонте. Жалкое существование влачат Музей рок-поэта Александра Башлачёва в Череповце, Дом-музей писателя Владимира Набокова в Петербурге, литературная усадьба поэта Игоря Северянина во Владимировке. Нужны деньги, чтобы сохранить дом Анастасии Цветаевой в Соколе, избу Иосифа Бродского в Архангельской области, увековечить память Владимира Гиляровского (в этом году 160 лет со дня его рождения) – список всех нуждающихся учреждений культуры длиннее телефонной книги.
За что же Борису Николаевичу такие царские почести – аж «Ельцин-центр» в Екатеринбурге? Чем лично мне запомнилась эпоха ЕБН? Разрухой, бандитизмом и переделом собственности, сломом образа жизни интеллигенции – научные работники, инженеры и педагоги вынуждены были торговать на рынках. Возросшей смертностью – Ленинград с пятимиллионным населением превратился в четырёхмиллионный Петербург – людские потери сравнимы с блокадными. И на этом фоне «мелкие бытовые трудности» – подъезды с выбитыми окнами, беспризорники, нюхающие клей из пакетов.
Магазины пусты настолько, что в 1992 году для свадебного платья я не могла купить даже пуговиц – моя родственница изготовила их из запонок! Светская хроника тех лет полна незабываемых эпизодов из жизни главного ньюсмейкера: то он падает в речку с моста (почему-то с букетом цветов – шёл к любовнице, уверен народ), то дирижирует оркестром. А ещё пляшет, не может проснуться в самолёте, щиплет за бока дам-политиков...
В те годы я работала заведующей отделом писем и связей с читателями ежедневной российской газеты и на всю жизнь запомнила отклики на истории с Ельциным. В 2005 году Борис Николаевич на отдыхе в Италии упал и сломал ногу. «Жаль, что не шею», откликнулись читатели. А какой шквал ненависти захлестнул газету в ответ на интервью с Ельциным «Я ни о чём не жалею!». «Конечно, о чём ему жалеть – это ведь мы бежали от бомбёжек Грозного и с тех пор бомжуем в своей стране», «Нашего сына во время чеченской войны взяли в плен. Чтобы выкупить его, собирали деньги всем городом, а этот старый пьяница ни о чём не жалеет!» – вот самые мягкие отклики.
Может, мы просто не видели великого, будучи близко к нему, а теперь, по прошествии времени, история всё рассудила? Как бы ни так. Мой сын ездил в Екатеринбург, во время прогулки по городу подошёл к памятнику Ельцину в центре города. «Здесь невдалеке всегда стоит машина с нарядом полиции – стерегут от вандалов», – рассказали друзья. Оказывается, благодарные потомки постоянно обливают Бориса Николаевича разными веществами и жидкостями, и это не шампанское.
Согласитесь, памятник Пушкину или Гагарину зелёнкой и яйцами не забрасывают!
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.