25 января церковь праздновала память Святой Мученицы Татьяны. Именно в этот день в 1755 году императ-рица Елизавета Петровна подписала указ об открытии Московского университета. День был выбран не случайно, то были именины матери Ивана Ивановича Шувалова, человека, который и составил проект будущего образовательного учреждения.
В конце XVIII века при университете был освящен храм во имя Мученицы Татьяны, а в тридцатых годах XIX в. он приобрел современный вид, и с годами престольный праздник этой церкви стал шумно отмечаться московскими студентами. А теперь, как известно, 25 января даже объявлено Днем российского студенчества.
Увы, во времена советские имя Шувалова – основателя и первого «куратора» университета – замалчивалось, и все заслуги в этом деле несправедливо приписывались его помощнику – М. В. Ломоносову. Но вот мы открываем энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, я выбрал оттуда самое любопытное.
«Шувалов (Иван Иванович, 1727–97) – русский государственный деятель. Уроженец Москвы, с ранних лет хорошо знавший иностранные языки, Шувалов уже с 1749 г. начинает играть роль при дворе Елизаветы Петровны (…).
Самым видным делом его было учреждение по плану, составленному им вместе с Ломоносовым, первого русского университета в Москве. Шувалов вникал во все подробности; особенно трудился над улучшением преподавания как в университете, так и в гимназиях, для чего приглашал иностранных ученых, отправлял молодых русских людей для усовершенствования за границу, по возвращении откуда последние занимали профессорские кафедры в университете.
По его же инициативе возникли в 1757 г. академия художеств и в 1758 г. казанская гимназия. Академия возникла из учеников, которые по распоряжению Шувалова готовились для этой цели в московской гимназии и находились под его непосредственным ведением до 1763 года. Впоследствии из-за границы он выслал для академии снятые по его распоряжению формы лучших статуй в Риме, Флоренции и Неаполе. Особенным покровительством Шувалова с самого начала пользовался Ломоносов, воспевший его в нескольких своих одах и «рассуждениях».
В 1763 г. Шувалов уехал из России. За границей его всюду принимали с великими почестями, он всячески старался помогать русским художникам и ученым. Возвращение в 1777 г. Шувалова на родину приветствовалось в печати целым рядом хвалебных стихотворений. Императрица Екатерина II назначила его обер-камергером и сделала одним из любимых своих собеседников. (...)
С княгиней он разделял труды по изданию «Собеседника любителей российского слова»; он один из первых восхищался стихами Державина и содействовал его известности.
Сам Шувалов писал немного: ему принадлежат лишь несколько переводов и стихотворений или без подписи, или под чужим именем».