В Вологодской области погиб синец. Километры береговой линии Рыбинского водохранилища оказались покрыты мертвой рыбой, та же история – в Дарвинском заповеднике, особо охраняемой природной территории на северо-западе «Ярославского моря». Синец – озерная и речная рыба, похожая на леща, у Брокгауза и Ефрона написано, что в те времена (начало XX столетия - ред.) он достигал метра. Зимует огромными стаями в ямах, погружаясь в глубокий анабиоз. Как просыпается – его активность резко увеличивается, и ему требуется кислород. Нынче кислорода в должном объеме не оказалось. Почему? Рыбинское водохранилище катастрофически мелеет.
В шести районах Ярославской области ушли грунтовые воды, и колодцы стоят сухими. В Нижнем Новгороде ждут практически полного прекращения навигации уже в июле. Бизнесмены из судоходных компаний вспоминают прошлый год, когда из Рыбинского водохранилища, и так обмелевшего, сбрасывали воду, чтобы не оставить без воды Ярославль. Ярославль выстоял, а навигация сжалась: в прошлом году судозаходов в область было меньше на треть; теперь будет еще меньше. Малоснежная нынешняя зима только ухудшила положение: водохранилище не наполнено, та же история в Чебоксарском водохранилище. Сейчас всё хуже, чем год назад: Ярославские деревни и сельскохозяйственные предприятия уже имеют проблемы с питьевой водой – особенно в Угличском, Мышкинском и Большесельском районах. Воду привозили на машинах и раздавали крестьянам.
В Костроме уровень воды упал на метр. В Иваново – то же самое. В Ульяновской области обмелело Куйбышевское водохранилище. По Оке в Рязанской области в районе Касимова с трудом идут обычные баржи. Даже на Северо-Западе, иначе как с пасмурными реками и великими озерами ни с чем не ассоциирующемся, нехорошо. По сводкам Росводресурсов, Ладожское озеро ниже нормы на 76 сантиметров, Ильмень - на 42, Псковское - на 30, Чудское - на 27, Онежское - на 14 сантиметров.
Стоят пустыми пожарные водоемы. А пожароопасный сезон с середины апреля – уже вовсю идет. Торфяники сухие, и скоро можно ждать лесных пожаров не слабее, чем в иные годы в Тверской области, когда дымом заволакивало Москву.
Кстати, Росгидромет обещает проблемы даже подмосковным дачникам: в южных районах Московской области они вполне ощутят недостаток грунтовых вод. Ну а засуха настигнет всю Центральную Россию.
Федеральное агентство морского и речного транспорта в конце апреля ввело ограничения по осадке судов от ярославского села Хопылева до Городецких шлюзов в Нижегородчине. И обещало все лето регулировать трафик решениями Межведомственной оперативной группы по регулированию режимов работы Волжско-Камского каскада водохранилищ.
Волга, благодаря советским грандиозным стройкам, давно уже не река, а именно что каскад гидроэлектростанций, и все громче голоса, говорящие о начале необратимых изменений. Нижегородская администрация уже занялась организацией аварийного водоснабжения. И следует присмотреться к этой их инициативе повнимательней.
Рыбинская ГЭС останавливалась на всю последнюю декаду апреля – накапливали воду, а в РусГидро заговорили о режиме экономии. По их данным, на Верхней Волге запасы воды и снега этой весной были на 66% ниже нормы – гораздо более, чем вдвое.
Чрезвычайная ситуация практически везде. Даже приточность Байкала повторила антирекорд 103-летней давности. Сильнее всего пострадают Волга и Дон, однако нет никаких оснований для спокойствия и столичным жителям – причем не только москвичам, но и петербуржцам. Проблемы испытывает вся Мариинская система целиком и без исключений.
Все вышеперечисленное (а это ничтожная доля примеров, иллюстрирующих, по сути, чрезвычайную ситуацию) не очень активно освещается на центральных телеканалах. Собственно говоря, обмеление не освещается вовсе, а значит, даже если читатель узнал какие-то новые для себя топонимы, - уже неплохо. Но ситуация вовсе не зря описывается, будто сводки с фронтов. Эта «война» которую климат, природа, развязывают против нас, она ведь имеет причины в нас же. Да, наука климатология даже на Западе еще в зачаточном состоянии, однако первые выводы сделать можно. Бессистемные вырубки леса, из-за чего умирают притоки больших рек – одна из причин, которые на поверхности. Кстати, на севере того же Рыбинского водохранилища, неподалеку от Дарвинского заповедника, до сих пор не решен вопрос о строительстве ЦБК. То есть, по-прежнему его могут построить! Ритм жизни рек стал зависеть от технического диктата. Инженеры-гидроэнергетики решают: сколько воды, в какой период пропускать, появились разные скорости течения, которые меняются в разное время суток, иногда вода течет вспять. Победили весеннее половодье, но появилось зимнее и осеннее, сбивающие биологические часы природы. Иным стал температурный режим воды, ее химический состав.
Обмеление несет и множество бизнес-рисков. Рыбоводство, сельское хозяйство, ЖКХ, перевозки, - в первой группе риска. Помимо потерь судоходных компаний «паровозом» вслед за ними обрушится туристическая инфраструктура, только-только поднимающая голову на возобновившемся интересе соотечественников к красотам собственной страны. Маленький рязанский Касимов в 2010 году принимал более 30 круизов, в прошлом – уже 10, а нынче там ждут и того меньше. Ростуризм высказался в том плане, что потери достигнут десятков, а то и сотен миллионов рублей, бюджеты малых городов обмелеют еще сильнее Волги, а к тому же под угрозой оказались и популярные у интуристов водные маршруты Петербург – Москва. А это уже и репутационные риски.
Страна накануне Чемпионата мира по футболу продвигает собственный туристический продукт по всему миру, доходя порой в своем порыве до казусов вроде открытия представительств программы Visit Russia в Дубае. Оттуда в прошлом году Россию посетило чуть больше 700 человек – так вот, пока у нас не замечают, что происходит под собственным носом, к нам всего будет приезжать по стольку народа. Смотреть на умирающие малые города (в том числе и Золотого кольца) – вряд ли найдутся потоки желающих.
Впрочем, главное, наверное, сделать успели. Ярославская областная Дума отправила премьеру Медведеву письмо с просьбой взять под непосредственный контроль регулирование уровней водохранилищ; как водится, «токмо на вас и уповаем». Вряд ли премьер решит проблему при помощи непосредственного контроля, тем более, что ярославские депутаты просят его контролировать, чтобы не сбрасывали воду именно из их водохранилищ. Еще пяток таких писем из пяти других региональных Дум, и между водохранилищами останутся лишь ручейки. Но тенденция не может не радовать. Если проблему, которая решается исключительно на уровне координации профильных НИИ, всех участников процесса – региональных властей, энергетиков, транспортников, сельскохозяйственников, «туристов», в конце концов, - если эту проблему участники процесса сами не решат никогда, то лучше, чтобы ее контролировал премьер.
…Обмеление, по прогнозам ученых, может продлиться до 2029 года.