Во времена, когда помощь России бывшим республикам-сёстрам ещё не была страшнейшей государственной тайной, довелось мне в Ереване беседовать с советником армянского президента Жирайром Липаритяном. Предстояла очередная порция российской помощи Армении, и руководство поставило задачу придумать, как бы по-красивше подать сие россиянам.
Американец Липаритян почему-то решил говорить не на английском, а на своём западноармянском диалекте – это для уха, привычного к ашхарабару (классическому армянскому), хохма непередаваемая.
Я героически, до колик сдерживался, пока не рухнул. На начало моей фразы, что, по официальным данным, российская помощь Армении составляет более 72% республиканского бюджета, Жирайр вскинул густые брови, содрал с носа очки и выдал: «Чи кырна элла. Авели шат къэлла» (Не может быть. Гораздо больше).
С тех пор в республике власть сменилась: ереванские и американские патриоты сдали власть патриотам из глухой азербайджанской провинции Карабах. Экономика прошла большой путь – от тяжёлого состояния до катастрофического, затем краха и до нынешнего, названия которому в мире не придумано. За годы независимости с 1992 года, как неоднократно сообщали СМИ, из моноэтничных Армении и Карабаха эмигрировали более 1,5 млн человек – чем не геноцид?
Наконец, окружение стран с разной степенью открытости, смертельно враждебных Армении и, как следствие, источнику её спасения – к России.
Впрочем, единственный источник спасения нынешней Армении – её удалые, кредитоспособные лоббисты, добивающиеся от России, казалось, немыслимого.
Российский солдат Валерий Пермяков, проходивший службу на российской военной базе в Армении – гаранте существования республики, – по версии следствия 12 января 2015 г. убил семью местного жителя: 5 взрослых и 2 детей.
Армянам захотелось судить Пермякова у себя. На их запрос Генпрокуратура РФ ответила отказом: «Согласно статье 61 Конституции РФ и статье 57 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года, Валерий Пермяков не подлежит выдаче компетентным органам Республики Армения, так как является гражданином России», – говорится в документе. Есть ещё статья 13 УК РФ, гласящая «Граждане РФ, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству». Без вариантов. И каким бы уродом Пермяков ни был, судить его обязалась только его страна, Россия. Но этого русского солдата уже судит в Армении армянский судья.
В любой юрисдикции преступление, инкриминируемое Пермякову, карается максимальным наказанием. Но хочется знать, какое наказание понесут лица, продавшие Пермякова. И кому ещё, кроме них и ереванских политиков, можно подтираться нашими законами?
Но публично плевать на Конституцию России нашим «союзникам» из Армении и их российским «друзьям» кажется мало. Одновременно с судом над Пермяковым в Госдуму внесён законопроект («Справедливая Россия» постаралась), согласно которому если гражданин России не верит, что в 1915 году был «геноцид армян», его оштрафуют на 300 тысяч рублей. А если, не дай Бог, это неверие будет высказано публично, то штраф до 500 тысяч рублей и лишение свободы на срок до пяти лет.
Так что, дорогие россияне, что и как нам думать впредь, будут регламентировать из Еревана. Интересно, а в Госдуме хоть кто-то задумается, во что нашу страну втравливают подобными законами, независимо от мотивировки? И почему отмалчиваются наши «депутаты-патриоты» и «патриотические» организации?
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.