Как у Высоцкого: "Так оставьте ненужные споры – я себе уже всё доказал"... Лучше Крыма, как места пляжного отдыха, может быть только Крым. И это не агитка – проверено на себе. Но...
Что такое отдых на море? Днём обычно тупое валяние на пляже в промежутках между плесканием в воде. А вечером, в зависимости от средств и фантазии, от вальяжного гулянья по берегу до самоистязания на грохочущих концертах разномастной попсы. Или потуги гостиничных аниматоров вас развеселить. Ну и, конечно, отечественная оценка удавшегося отдыха: "каждый день напивались до..." – дальше широкий спектр ненормативных определений.
Советский человек отдыхал исключительно на Чёрном море: побережье Кавказа и Крым. Другие моря для нас были недоступны: путёвка за границы СССР считалась наградой. Монополия на приём отдыхающих патологически сказалась на принимающей стороне. Усилий для качественного приёма гостей можно было не предпринимать: всё и так сойдёт. Настроили вдоль берегов многоэтажных клетушек, в которых кормили всякой дрянью. В придачу хамство и стремление сэкономить и уворовать всё, что только возможно. Плюс, как при всякой монополии, несусветные цены.
Ставшие доступными заграничные курорты поразили чистотой, удобством, приветливостью и системой "всё включено". А цены! Путёвки за тридевять земель в Турцию, Египет, на Кипр были заведомо дешевле любой на постсоветском пространстве. Результат известен: Сочи после олимпийских затрат по ценам среднему классу недоступен, причём надолго. Псевдозаграничная Абхазия превратилась в уголок супербюджетного пребывания для совсем уж непритязательных россиян. Крым...
Крым – единственный "пляжный" курорт, где море можно совместить с интереснейшими, не обременительными по времени экскурсиями: Севастополь с Херсонесом, Бахчисарай, Ливадия, Судак, Феодосия, пещеры... Не тупое загорание, а в придачу невероятные красоты и необходимые нормальному человеку знания о собственной стране, её истории. В том же Сочи, правду сказать, и смотреть нечего. А в Турции от Анталии до Трои или Стамбула пилить на машине, как от Москвы до Ростова. В Греции же от всей античности, кроме Парфенона, уже ничего нет: всё давно в Англию вывезли.
Уникальность Крыма – море плюс история – необходимо использовать по полной программе. На этом можно строить рекламную кампанию, привлекая туристов со всего света. И для западноевропейского туриста, для вездесущих китайцев это завлекалочка – лучше не бывает. Да вот беда – проблемная инфраструктура, качество сервиса и спорная для Запада территориальная принадлежность.
Казалось бы, решение очевидно: капиталовложения. И вроде вкладывают наши предприниматели по возможности и пониманию перспектив. А перспективы… Очевидно, что масштабные частные капиталовложения в ближайшие годы не окупятся. Что делать? Конкретные предложения. Нужен национальный проект "Крым". В рамках этого проекта необходимо национализировать береговую линию на 2–3 км вглубь с правом сдачи этих территорий в долгосрочную аренду.
Арендатор, получив льготный госкредит, обязан обустроить арендованную территорию в соответствии с нацпроектом, попутно изничтожив бесчисленные архитектурные уродства. Кроме того, государство предоставляет льготы не транспортным компаниям, а спонсирует стоимость путёвок, регулируя до поры цены. А по ходу обучается персонал работать цивилизованно. И заманиваются интуристы активной рекламной кампанией и международными мероприятиями, которые невозможно проигнорировать.
Крым – наше достояние, бриллиант территории России. И ему нужна достойная оправа. Иначе зачем все проблемы, которые мы навлекли на себя, вернув полуостров по месту постоянной прописки?
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.