Российское авторское общество, долгие годы занимающееся защитой интеллектуальных прав
отечественных авторов, подверглось нападкам со стороны средств массовой информации. На него
сыплются упреки в неэффективности, а Минкомсвязи вообще предлагает полностью трансформировать взаимоотношения правообладателей и организаций, работающих в области коллективного управления интеллектуальными правами. В результате предлагаемых министерством изменений будет нанесен удар по РАО, но не только по нему. Пострадают еще и сами авторы.
Для понимания сути проблемы следует разобраться, как работает РАО сейчас, что предлагает
Минкомсвязи, и каким образом это навредит всей сфере авторского права в России. Итак,
Российское авторское общество – это универсальная организация в том смысле, что представляет
интересы всех без исключения авторов музыкальных произведений. Главная особенность этих
взаимоотношений заключается в том, что авторы могут даже не знать о том, что есть такая организация. Они подпадают под ее защиту автоматически, по умолчанию. При этом авторы могут по своей инициативе заключить договор с РАО, если хотят чтобы их отношения были оформлены на бумаге. Но суть в том, что РАО является государственным универсальным гарантом того, что автор некоего произведения в России защищен, является ли он супер-звездой или начинающим малоизвестным талантом. Так что радиостанция, телеканал, концертный зал или клуб, где прозвучали те или иные песни, должны предоставить в РАО отчет с перечислением произведений, их длительностью, количеством их трансляций или исполнений. Естественно, к этому отчету они добавляют и авторские отчисления, которые через РАО распределяются по правообладателям.
Кроме того, с РАО заключают договоры кафе и рестораны, где в качестве фона звучат песни. Эти
заведения также отчисляют в РАО деньги, которые общество опять же выплачивает авторам.
Авторы имеют право запросить детальный отчет с РАО с разбивкой того, где и сколько раз звучали
их композиции, или могут довольствоваться стандартным отчислением средств. Кстати, иностранные авторы, песни которых звучат на территории России, также пользуются защитой РАО. К примеру, в прошлом году общество перечислило около 350 млн рублей западным исполнителям. Главный принцип РАО заключается в том, что если песня прозвучала в публичном пространстве, то свои деньги правообладатель получит. Даже если это маленькое кафе, выплачивающее РАО 1000 рублей в месяц, автор может быть уверен, что свои 10 копеек с него законно перейдут в его карман.
Вот именно к этой «универсальности по умолчанию» имеются претензии, как со стороны чиновников Минкомсвязи, так и со стороны других критиков. В частности, в отношении РАО отпускают критические замечания многие авторы, причем, как правило, маститые в прошлом сочинители шлягеров. При этом они совершенно не хотят принимать в расчет, что их песни устарели, и их уже никто не слушает. Они подозревают РАО в недобросовестности и ущемлении их интересов, хотя деятельность общества абсолютно прозрачна, все отчеты можно получить и проверить. Но, видимо, примириться с тем, что популярные некогда хиты проиграли конкуренцию более свежим песням, для этих авторов бывает выше их сил.
Министерство связи и массовых коммуникаций в свою очередь хочет обязать авторов заключать договоры с общественными организациями, которые занимаются коллективным управлением авторскими правами. Сейчас это делать необязательно, как уже сказано, РАО работает и по умолчанию. При этом следует понимать, что ни о каком монополизме РАО говорить не приходится: правообладатели вольны заключать договоры с кем угодно, даже с радиостанциями, телеканалами и кафе напрямую. Просто это неудобно. Но главное, автор, не имея договора, все равно защищен РАО, а вот это как раз очень удобно как правообладателям, так и тем, кто транслирует их песни.
Инициатива Минкомсвязи приведет к тому, что в поле интеллектуального права в России образуется хаос как в 1990-е годы, говорит джазовый пианист Даниил Крамер. «Есть артисты, у которых нет времени заключать со всеми отдельные договоры, и их текущая система управления правами вполне устраивает», - сказал он Независимой газете. При этом системой отчислений РАО он пользуется, и вполне ею доволен.
Мнимая неэффективность РАО, на которую упирают чиновники Минсвязи, легко опровергается финансовыми отчетами. За кризисный 2014 год общество собрало авторских вознаграждений на 4,6 млрд рублей, что на 5% больше, чем годом ранее. Авторские сборы в регионах выросли на 200 млн рублей, достигнув 1,7 млрд рублей, поступления от кафе и ресторанов увеличились на 10%. И это все благодаря именно этой системе, по которой РАО автоматически защищает права даже тех, кто не имеет с ним договора. Предложение Минсвязи грозит разрушить всю эту постройку, что
приведет и к падению денежных отчислений.
Что же касается размеров комиссии, которую берет себе РАО, то и тут все предельно прозрачно. Многие утверждают, что общество берет себе слишком много. Но надо не забывать о том, что РАО не только взимает авторские отчисления, оно еще и защищает в суде права авторов в том случае, если они были нарушены. А в России эта проблема далека от своего окончательного решения. Так, в прошлом году юристы общества обработали свыше полутора тысяч дел о нарушении авторских прав, выиграв около 90% из них. Эти юристы и другие сотрудники (в РАО их 660) не могут работать бесплатно, кроме того, нужно оплачивать счета за коммунальные услуги, заниматься развитием, расширением сети филиалов и так далее. В любом случае, все эти расходы абсолютно прозрачны: в 2013 году комиссия РАО составила 1 млрд рублей, а в прошлом – 856 млн рублей, хотя сборы были больше. У налоговой службы нет претензий к РАО.
Кроме того, все почему-то забывают о том, что РАО активно занимается благотворительностью. В рамках этой деятельности поддерживаются такие проекты как конкурс для воспитанников детских домов «Молодые таланты», Международный фестиваль современной музыки «Московская осень», джазовый фестиваль в Коктебеле и многие другие. Именно благодаря роли РАО такая поддержка возможна. Если произойдет дробление, а именно к этому, по сути, приведет инициатива Минкомсвязи, то о таких благотворительных проектах придется забыть, никто их не потянет. Поэтому, когда заходит речь о необходимости реформирования авторского права в России, то нельзя забывать об одном – это должно быть разумно.