В четверг президент России Владимир Путин провёл двенадцатую по счёту "прямую линию", на которой отвечал на вопросы россиян. С президентом общались гости из московской студии, а также были произведены прямые включения из других регионов России: например, с Дальнего Востока, Краснодарского края, республики Крым. Впервые к "прямой линии" подключились из-за рубежа: вопросы Путину из Берлина задавали члены так называемого "Валдайского клуба".
Metro предлагает подборку самых острых и ярких вопросов, на которые ответил президент.
1. Всегда ли президент Украины Виктор Янукович был таким слабаком и предателем? (командир крымского спецподразделения "Беркут")
Владимир Путин (В.П.): Что касается Виктора Федоровича, то он исполнял свой долг так, как считал возможным и нужным. Я с ним говорил, конечно, неоднократно, и в ходе кризиса, и после того, как Виктор Федорович оказался в Российской Федерации, в том числе говорили о возможности применения силы.
Можно к этому относиться как угодно, но суть его ответа заключалась в том, что, как он мне сказал, неоднократно думал над необходимостью применения силы, но, как он мне сказал, рука не поднялась подписать приказ о применении силы против своих граждан.
2. Верно ли, что инфраструктура курортов Крыма пока находится в не лучшем состоянии? (вопрос из студии)
В.П.: Безусловно, эту инфраструктуру нужно улучшать. Сейчас многие санаторно-курортные дома в Крыму не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям Российской Федерации. Логичный вопрос, а как же там жили и отдыхали раньше? Но кто вот там отдыхал? Например, шахтёры. А они махнут полстакана - и на пляж. Но сейчас туристам уже нужен комфорт.
3. Многие бизнесмены, которые входят в ваш ближний круг, попали под действие западных санкций из-за присоединения Крыма. Не кажется ли вам, что главный объект санкций - это вы? (вопрос из студии)
В.П.: Я так не считаю. Например, бизнесмен Тимченко был успешен ещё в 90-е годы. То есть, до того, как я пришёл к власти. И многие об это прекрасно осведомлены, у него сильный и успешный бизнес.
Что касается санкций США против бизнесменов в связи с Крымом, то я могу сказать, что мне не стыдно за моих друзей. О событиях в Крыму, они, так же как, уверен, многие граждане России, узнали с экранов телевизоров, но встречали со слезами на глазах в прямом смысле этого слова. Если их за это наказывают, то тогда есть за что наказывать.
Кстати, жена Геннадия Тимченко, попавшего в санкционный список США, однажды не могла расплатиться за операцию из-за блокировки счетов. А это, между прочим, уже прямое нарушение человеческих прав.
4. Известный писатель Лукьяненко назвал территорию Украины "проклятой землёй" и даже прекратил печатать там свои книги. Он попросил прокомментировать Путина текущую ситуацию на Украине.
В.П.: Я не могу согласиться с тем, что Украина - проклятая земля. Я вас просто очень прошу не употреблять таких выражений в отношении Украины. Украина - многострадальная земля, это сложное сообщество и многострадальное в прямом смысле этого слова.
5. Почему я плачу транспортный налог в четыре тысячи рублей, а нормальной дороги до сих пор нет? (Андрей, село Бельго, Хабаровский край)
В.П.: Вы знаете, когда я приезжал на территории, пострадавшие от наводнения и встречался с жителями и муниципальными властями, одной из главных проблем, которых мы касались, было восстановление инфраструктуры. Это касалось и сельского хозяйства. Нужно обеспечить дороги, мосты. Если нужно, мы можем увеличить расходы, но запросы должны быть сформулированы
Надо сформулировать потребности региона. Это должны сделать местные и региональные власти.
6. Планируется ли присоединение Аляски? (Фаина Ивановна, пенсионерка)
В.П.: Фаина Ивановна, дорогая, зачем вам Аляска? Аляска была продана за миллион долларов. У нас северная страна. Давайте не будем горячиться.
7. Когда Россия увидит новую первую леди? (вопрос с "бегущей смс-строки")
В.П.: Сначала я должен выдать замуж бывшую жену Людмилу, а потом подумать о себе.
8. Возможен ли диалог России с Европой и не помешают ли ему США? (Габор Штир, включение из Берлина)
В.П.: Что касается наших отношений с Европой - ключевой вопрос заключается в доверии. Генеральный секретарь НАТО Расмуссен когда-то был премьером Дании. На одной из встреч, когда он еще был премьером, он тайно взял с собой диктофон, записал мою речь и потом опубликовал все это в прессе. Надо же было хотя бы предупредить. Какое доверие может быть после таких инцидентов? Отношения должны быть более прозрачными.
9. Как вы думаете, спас бы вас Обама, если бы вы тонули? (Альбина, 6 лет)
В.П.: Хотел бы, чтобы этого со мной не случилось. Но кроме государственных отношений, есть личные. Я думаю, он бы мне помог.
10. Согласны ли вы оставаться президентом пожизненно? (вопрос, отобранный ведущими)
В.П.: Нет