Свою “Маску” за вклад в развитие театрального искусства Олег Басилашвили в шутку предложил отдать режиссёрам церемонии: в честь юбилея “масочники” необычно подошли к организации – посадили номинантов на сцене, на гигантских помостах с сиденьями, а партер оставили пустым.
Членам жюри пришлось посмотреть по всей стране почти 800 спектаклей. В результате в финал вышло рекордное количество участников – 170. Из них выбрали лишь 34 лауреата.
Председатель жюри, Адольф Шапиро признался, что в этом году, как никогда, было сложно сделать выбор. “Должен покаяться, в какой-то момент мне даже хотелось дать по две награды например, за лучший спектакль и лучшую режиссуру. Всё-таки юбилейная “Маска”. И я рад, что жюри не дало мне этого сделать”. Также Адольф Яковлевич попросил прощение у детей жюри за то, что их родители так долго отсутствовали дома.
Все лауреаты, будто были не готовы к награде, твердили слова благодарности своим семьям, друзьям и театрам, были серьёзны и не позволяли себе шутить, что делало почти четырёхчасовую церемонию утомительной. Когда корреспондент Metro поинтересовался у одного из номинантов на лучшую мужскую роль в драме Игоря Миркурбанова, подготовил ли он речь в случае победы, актёр ответил, что слова должны идти от сердца, поэтому он за импровизацию.
В отличие от юных коллег, мэтры подготовились. Когда Олег Басилашвили поднялся на сцену за своей “Маской”, зал встал. И тут народный артист изрядно повеселил заскучавшую публику, сказав, что он каждый раз ужасается и удивляется, глядя в зеркало, и процитировал Маяковского:
– У меня в душе ни одного седого волоса,
и старческой нежности нет в ней!
Мир огромив мощью голоса,
иду – красивый,
двадцатидвухлетний.
Встречая режиссёра Марка Захарова, зал так же встал. На это Марк Анатольевич отреагировал довольно иронично: "Когда меня так громко встречают, я вспоминаю, что в моём театре когда-то выступал Ленин... 17 лет назад, на эту премию меня выдвинула дочь, и все 17 лет жюри не могло прийти к консенсусу... И тех, кто был за меня, и тех, кто был против, я поздравляю с Пасхой, – резюмировал Захаров.
Если бы на “Золотой маске” вручали премию за самую оригинальную речь, её совершенно точно получил бы Дмитрий Черняков, представлявший лауреатов оперы.
"Я помню ещё в 80-х, мне было 17 лет, впервые попал в Большой театр, – начал свой монолог Дмитрий Черняков. – 21 мая 1983 гда мне достался маленький билетик за 80 копеек на третьем ярусе. Место называлось “неудобное”. На нём так и было написано: “неудобное”. Прямо передо мной была колонна, красивая, конечно, но она закрывала мне обзор. Я смотрел “Евгения Онегина”. Я пришёл несведующим человеком, я ничего не знал об этом мире, но ушёл просвещённым, с тех пор во мне навсегда что-то изменилось. Потом я уже без помощи родителей пытался попасть в Большой театр. Я освоил разные способы попадания в этот мир. Первый способ – спрашивать лишние билетики у входа в метро. Потом добрые люди открыли мне более легальный способ. Можно прийти в кассу предварительной продажи билетов и купить билет за месяц на спектакль. Но надо прийти самому первому к шести утра и записаться в очередь. Я приходил к пяти утра, но почему-то никогда не был первым – был либо сороковым либо пятидесятым. Никогда не понимал, кто были эти люди в первой тридцатке, и как им это удавалось. Но потом один добрый человек рассказал мне о самом верном способе – дать билетёрше старый билет, а сверху положить рубль. Если это сделать незаметно, она тебя пропускает. А если кто-то заметит, то она устраивает страшный скандал. Вот, видите, на какой риск приходилось идти, чтобы попасть в Большой театр", – закончил под бурные аплодисменты свою речь Дмитрий Черняков.
Сергей Николаевич, главный редактор журнала “Сноб”, перенял эстафету у Дмитрия Чернякова и рассказал, как он смотрел на коленях “Анну Каренину” в Большом театре, потому что у него не было билета.
На фоне театральных актёров выгодно смотрелись актёры кино – Елизавета Боярская и Данила Козловский. Несморя на то, что дочь Михаила Боярского так и не взяла “Маску” за лучшую женскую роль, актриса стала украшением церемонии – её красное шелковое платье в пол заметно выделялось на фоне черно-белых нарядов других актрис. Некоторые и вовсе предпочли стиль casual, хотя на билетах было указано “стиль одежды – вечерний”. Боярскую обошла её коллега по цеху – Александра Урсуляк. Именно её роль в спектакле «Добрый человек из Сезуана» в столичном Театре им. А.С. Пушкина была признана лучшей.
Приз за лучшую мужскую роль увёл из-под носа Данилы Козловского Алексей Вертков, сыгравший Веничку в "Москва-Петушки" в столичном театре "Студия театрального искусства". Однако Боярская и Козловский дважды в этот вечер вместе выходили на сцену за «Золотой маской» – вместо художника Александра Боровского и вместо режиссёра Льва Додина – за лучший драматический спектакль «Любовь и коварство». Актёры обещали передать приз режиссёру.
Несмотря на то, что критики назвали эту премию одной из самых консервативных, не обошлось и без скандалов. Например, Московский театр оперетты отказался от дальнейшего участия в “Золотой маске”. Театр считает, что в Экспертном совете “Золотой маски” процент театроведов и критиков, способных профессионально оценивать спектакли оперетты и мюзикла, минимален.
“Достойные постановки, идущие на сценах разных театров, зачастую не номинируются на Премию, а отобранные спектакли временами не соответствовали творческим критериям жюри "Золотой Маски", и в конкурсе спектаклей оперетты/мюзикла "Золотая Маска" не вручалась, что фактически дискредитирует наш жанр”, – обвиняет пресс-служба Театра оперетты членов жюри “Золотой маски”. – И это при том, что задача Экспертного совета – объективно отобрать лучшие спектакли, поставленные на сценах российских музыкальных театров и отражающие тенденции и направления развития жанра оперетты и мюзикла. В этом году члены Экспертного совета, отбросив все творческие составляющие и нарушив Положение о Премии "Золотая Маска", придумали новые критерии отбора спектаклей: были исключены мюзиклы, идущие под минусовую фонограмму, и оперетты, в которых используются микрофоны. Это – абсурдное решение, идущее вразрез с сегодняшней общепринятой мировой практикой. В результате этого в конкурсную программу не были допущены спектакли нашего театра - мюзикл "Граф Орлов" и оперетта "Фея карнавала". При этом мюзикл "Русалочка", в котором игра небольшой группы музыкантов дополняется фонограммой записанного в студии оркестра, был допущен – что свидетельствует о двойных стандартах, применяемых членами Экспертного совета. Сложилось впечатление, что новые критерии отбора были придуманы для того, чтобы наши спектакли не могли составить конкуренцию отобранным номинантам "Золотой Маски". Театр "Московская оперетта" считает, что данная ситуация не соответствуют целям и задачам Российской Национальной театральной Премии "Золотая Маска", и в дальнейшем прекращает свое участие в этой Премии”.
Лауреаты ХХ Фестиваля
ОПЕРЕТТА / МЮЗИКЛ
женская роль
Манана ГОГИТИДЗЕ, Урсула – «Русалочка», «Стейдж Энтертейнмент», Москва
мужская роль
Дмитрий СУСЛОВ, Селебрант/Священник – «Месса», Театр оперы и балета, Новосибирск
работа режиссера
Примия не присуждается
работа дирижера
Айнарс РУБИКС, «Месса», Театр оперы и балета, Новосибирск
спектакль
РУСАЛОЧКА,«Стейдж Энтертейнмент, Москва
БАЛЕТ/СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ
женская роль
Елена ВОРОБЬЁВА, «Вариации Сальери», Театр оперы и балета, Екатеринбург
мужская роль
Владимир Варнава, «Пассажир», Совместный проект Владимира Варнавы и Максима Диденко, Cанкт-Петербург
работа дирижера
Павел КЛИНИЧЕВ, «Cantus Arcticus», Театр оперы и балета, Екатеринбург
работа балетмейстера/хореографа
Вячеслав САМОДУРОВ, «Вариации Сальери», Театр оперы и балета, Екатеринбург
современный танец, спектакль
ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ, Большой театр, Москва
балет, спектакль
ВАРИАЦИИ САЛЬЕРИ, Театр оперы и балета, Екатеринбург
ОПЕРА
женская роль
Венера ГИМАДИЕВА, Амина – «Сомнамбула» Большой театр, Москва
мужская роль
Максим МИРОНОВ, Линдор – «Итальянка в Алжире», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва
работа режиссера
Андрий ЖОЛДАК, «Евгений Онегин», Михайловский театр, Санкт-Петербург
работа дирижера
Ян ЛАТАМ-КЁНИГ, «Тристан и Изольда», театр «Новая опера». Москва
спектакль
ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН, Михайловский театр, Санкт-Петербург
РАБОТА КОМПОЗИТОРА
Владимир КОБЕКИН, «Холстомер», Камерный музыкальный театр им. Б.А. Покровского, Москва
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРЕМИЯ ЖЮРИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА
Максим Емельянычев (хаммерклавирист) – СВАДЬБА ФИГАРО, Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь;
Покиза Курбонасенова, Аджам Чакобоев, Абдулмамад Бекмамадов, авторы и исполнители спектакля АКЫН-ОПЕРА, Театр.doc, Москва
Сергей Невский (композитор), Клаус Люнштедт (либреттист) и творческая команда спектакля ФРАНЦИСК, «Опергруппа» и Большой театр, Москва
РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО КОСТЮМАМ В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ
Энтони МАКДОНАЛЬД, «Дитя и волшебство», Большой театр, Москва
РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО СВЕТУ В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ
Эй Джей ВАЙСCБАРД, «Евгений Онегин», Михайловский театр, Санкт-Петербург
РАБОТА ХУДОЖНИКА В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ
Александр ШИШКИН, «Весна священная», Большой театр, Москва
РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО КОСТЮМАМ В ДРАМАТИЧЕСКОМ ТЕАТРЕ
Мария ДАНИЛОВА, «Евгений Онегин», Театр им. Евг. Вахтангова, Москва
РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО СВЕТУ В ДРАМАТИЧЕСКОМ ТЕАТРЕ
Денис СОЛНЦЕВ, «Онегин», театр «Красный факел», Новосибирск
РАБОТА ХУДОЖНИКА В ДРАМАТИЧЕСКОМ ТЕАТРЕ
Александр БОРОВСКИЙ, «Коварство и любовь», Малый драматический театр – Театр Европы, Санкт-Петербург
КОНКУРС «ЭКСПЕРИМЕНТ»
ОТДАЛЕННАЯ БЛИЗОСТЬ, Центр драматургии и режиссуры, Москва
КУКЛЫ
работа актера
Андрей НЕЧАЕВ, Дмитрий ЧЕРНОВ, Алексей СОКОЛОВ, Халися БОГДАНОВА, Старая сеньора - «Старый сеньор и…», Театр кукол им. С.В. Образцова, Москва
работа художника
Виктор НИКОНЕНКО, «Убить Кароля», театр «Кукольный дом», Пенза
работа режиссера
Борис КОНСТАНТИНОВ, «Кармен», театр кукол «Теремок», Вологда
спектакль
«УБИТЬ КАРОЛЯ», театр «Кукольный дом», Пенза
ЗА ПОДДЕРЖКУ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА РОССИИ
Компания «АКАДЕМСЕРВИС»
Сергей ЧЕБОТАРЕВ, заместитель Губернатора Тамбовской области
ДРАМА
роль второго плана
Эра ЗИГАНШИНА, Бабушка – «Литургия Zero», Александринский театр, Санкт-Петербург
женская роль
Александра УРСУЛЯК, Шен Те, Шуй Та – «Добрый человек из Сезуана», Театр им. А.С. Пушкина, Москва
мужская роль
Алексей ВЕРТКОВ, Веничка – «Москва-Петушки», театр «Студия театрального искусства», Москва
работа режиссера
Римас ТУМИНАС, «Евгений Онегин», Театр им. Евг. Вахтангова, Москва
спектакль малой формы
Васса, «Ведогонь-театр», Москва-Зеленоград
спектакль большой формы
Коварство и любовь, Малый драматический театр - Театр Европы, Санкт-Петербург
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРЕМИЯ ЖЮРИ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА И ТЕАТРА КУКОЛ
Юрий Бутусов, спектакли «Добрый человек из Сезуана», Театр им. А.С. Пушкина, Москва, и «Макбет. Кино», Театр им. Ленсовета, Санкт-Петербург
Онегин, Театр «Красный факел», Новосибирск
ПРИЗ КРИТИКИ
Идеальный муж. Комедия, Московский Художественный театр им. А.П. Чехова
ПРЕМИЯ «ЗА ЛУЧШИЙ ЗАРУБЕЖНЫЙ СПЕКТАКЛЬ, ПОКАЗАННЫЙ В РОССИИ В 2013 ГОДУ»
«Там за дверью», Театр «Tahlia», Гамбург, Германия
ЗА ВЫДАЮЩИЙСЯ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Галина ВОЛЧЕК,Москва
Марк ЗАХАРОВ, Москва
Нина УРГАНТ, Санкт-Петербург
Олег БАСИЛАШВИЛИ, Санкт-Петербург
Анна КУЗЬМИНА, Якутск
Георгий ОБУХОВ, Барнаул
Кларина ШАДЬКО, Ульяновск
Эри КЛАС, Эстония