Впервые за два года в исследовательском центре ЦЕРН вновь был запущен Большой адронный коллайдер. Напомним, в 2013 году коллайдер был остановлен для плановых технических работ. Модернизация продолжалась почти два года.
Накануне, 5 апреля 2015 года, БАК вновь был запущен – и с удвоенной мощностью. На ближайшее время для учёных приоритетным направлением станет исследовательская работа в области тёмной материи. Ученые планируют впервые выявить так называемые суперсимметричные частицы (глюино). В случае если они появятся в ходе работы коллайдера, это станет первым в истории эмпирическим свидетельством существования тёмной материи, предсказанной в рамках актуальной в научном сообществе модели Вселенной.
Напомним, прошлым важным результатом работы Большого адронного коллайдера стало обнаружение одной из 17 субатомных частиц – бозона Хиггса, которое произошло во время предыдущего запуска коллайдера в 2012 году. Стандартная модель физики описывает 17 субатомных частиц, в том числе 12 фермионов и 5 бозонов.
– В каждой части любого эксперимента, который мы когда-либо проводили, мы ожидали большого открытия. Но теперь это особенно актуально, потому что с открытием бозона Хиггса во время прошлого запуска мы обнаружили всё то, что наша теория только предсказывала, – цитирует Русская служба BBC профессора Тару Ширс из университета Ливерпуля.
Во время запуска учёные надеются заглянуть за пределы Стандартной модели. Одна из теорий – о существовании тёмной материи, своего рода "паутины", которая удерживает видимую часть материю на месте, объясняет, почему галактики вращаются быстрее, чем предполагали учёные. Согласно этой теории, существует некая легкая и стабильная суперчастица нейтралино, главный компонент тёмной материи. Если её удастся зафиксировать, частица поможет решить проблему скрытой массы, которая необходима для объяснения связи галактик, но не выявляется при помощи телескопов.
– Многое из того, что мы искали раньше, мы ищем и сейчас. В конце концов мы получаем всё более и более точные данные о Стандартной модели. Мы смогли выставить границы, благодаря которым был найден бозон Хиггса. Но пока мы не сделали ни одного открытия, которое стало бы прорывом. – говорит Стивен Голдфарб, работающий в научной группе Atlas. – Это станет нашей задачей на несколько ближайших лет.