На ХХ Международном фестивале "Балтийский дом" покажут спектакль "Дом" по пьесе Евгения Гришковца. В постановке заняты Татьяна Веденеева, Альберт Филозов, Елена Санаева и другие известные актеры. А главную роль сыграет энергетик, генеральный директор ОАО "ТГК-1". Борис Вайнзихер ответил на вопросы Metro.
Как вы оказались в театре? - 20 лет назад пришел в народный театр "Глагол" Политехнического университета, тогда я был студентом. Меня пригласили просто посмотреть, а я почему-то остался. Теперь театр - это часть моей жизни. Но я никогда не думал, что это может перерасти во что-то большее, что когда-нибудь выйду на профессиональную сцену.
Теперь вы играете главную роль в спектакле "Дом"... - Это произошло случайно. Я давно знаком с художественным руководителем театра "Школа современной пьесы" Иосифом Леонидовичем Райхельгаузом. Правда, не по театральной линии. А тут появилась пьеса Гришковца "Дом", и мне совершенно неожиданно предложили главную роль.
Как вы себя чувствовали рядом с профессиональными актерами? - Поначалу, конечно, неуверенно. Но мне повезло: собрались очень хорошие люди, меня приняли. Оказалось, что с профессиональными актерами играть легче, они меня тянули за собой. Есть вещи, которые я не умел, но меня научили и продолжают учить.
Вам симпатичен персонаж, которого играете? - Он - врач, я по профессии - инженер, мы - ровесники. Он рассуждает, как нормальный человек, у которого есть друзья, семья и работа - все как у всех. В принципе, я легко и естественно вошел в предложенные обстоятельства.
Эту роль вы играете по очереди с Александром Гордоном. Легко нашли общий язык? - Например, Саша больше репетировал, чем я. Львиная доля всего придумана Гордоном. Это он научил меня пользоваться стетоскопом. Александр подсмотрел это в Интернете, ведь у него, как и у меня, нет медицинского образования.
С автором пьесы Евгением Гришковцом подружились? - С ним легко общаться, легко играть. У нас с Гришковцом год разницы в возрасте, мы в одно время учились, служили в армии. Когда я прочитал его пьесу "Как я съел собаку", подумал: ну наконец-то человек написал о том, как я служил в армии! Хотя он проходил срочную службу на флоте на Дальнем Востоке, а я - в Петрозаводске, в инженерно-саперном батальоне. Тем не менее эта повесть написана, как будто про меня.
Как вы готовитесь к спектаклю? - Я люблю приходить в театр заранее. Некоторые сцены мы с партнерами повторяем. В спектакле есть маленькая оперная сценка, и перед каждым выходом мы с Еленой Всеволодовной Санаевой и Альбертом Леонидовичем Филозовым обязательно репетируем - поем. У меня был случай, когда я едва не опоздал из-за пробок. И этот спектакль был не самым лучшим. Поэтому теперь в день выхода на сцену я стараюсь спланировать свои дела в Москве так, чтобы находиться где-нибудь рядом с театром и не зависеть от транспорта.
Волнуетесь перед выходом на сцену? - Очень. Когда я произношу первые слова, учащается пульс, сердце начинает биться быстрее. Ведь от первой фразы в спектакле зависит очень многое. Но потом волнение уходит.
Если снова поступит приглашение сыграть в профессиональном спектакле, согласитесь? - Не уверен, что соглашусь. Мне очень тяжело дался репетиционный период, несколько выходных подряд пришлось летать в Москву. Кучу времени потратил на текст, читал везде - в машине, самолете, где угодно. Мне ведь никогда не приходилось заучивать столько текста.
Вы в кино пробовали сниматься? - У меня есть малюсенький опыт. Когда-то к нам в студенческий театр приходил режиссер Александр Рогожкин, пригласил меня сняться в самых первых сериях "Убойной силы". Я тогда впервые увидел Константина Хабенского, он еще не был известным на всю страну актером. Мне досталась маленькая роль случайной жертвы. Кстати, вместе со мной в эпизоде сыграл боксер Николай Валуев. Я понятия не имел тогда тоже, кто это такой. Такая была история. Но в кино я себе не нравлюсь, это не для меня. В театре чувствую себя куда лучше.
Ваши близкие смотрели спектакль "Дом"? - Да, смотрели. Они и раньше видели меня на сцене, в студенческом театре. Конечно, в "Доме" им неожиданно было наблюдать за мной в окружении известных актеров. В общем-то, большинство зрителей ходят на спектакль, чтобы посмотреть на тех, кого видят по телевизору. У меня был случай. Все зрители уже в зале. Я захожу и буквально сталкиваюсь с парой молодых людей. "Пойдем отсюда, - говорят они друг другу. - Гордона все равно не будет". И проходят мимо меня.
Не обидно было? - Наоборот, смешно! Правда, говорят, что бывает обратная реакция: когда в театр приходят энергетики и узнают, что в спектакле играет Гордон, то сильно возмущаются. Они ведь пришли на меня посмотреть! Человек ходил с нами на совещания, отдавал распоряжения, и вдруг - в театре! В Москве многие знакомые посмотрели этот спектакль, в том числе почти все экс-правление РАО "ЕЭС России". Так что у нас с Гордоном разная публика. Мы с Александром давно на эту тему смеемся - кто у кого заместитель и кто у кого дублер.
Вам помогает актерский опыт в основной работе? - Я везде стараюсь вести себя естественно - и в театре, и в своей компании. Просто на работе я нахожусь в одних обстоятельствах, а в театре - в других. Вот и все.