За один спектакль солистка балета пробегает примерно 11-километровую дистанцию и стаптывает от одной до четырех пар пуантов. Век балетной туфельки настолько короткий, что, казалось бы, и на их изготовление должно уходить минимум времени и сил.
Впрочем, «пуанты быстрого приготовления» действительно существуют – например, американские, с дешевым пластиковым каркасом. Но и американские, и европейские, и русские балерины охотятся не за ними, а за пуантами с клеймом Made in Russia. Их вручную шьют на крупнейшей российской фабрике по производству одежды и обуви для танцев. Сюда лично приходят обмерить стопу такие звезды балета, как Диана Вишнева, Джой Вомак и Владимир Малахов.
Мерить стопу для свежей именной колодки балетный танцовщик вынужден каждые полгода – пуант должен сидеть более чем идеально. Например, когда балерина приземляется после прыжка на кончики пальцев одной ноги, на них приходится удар больше 100 кг – малейшая неровность туфельки может привести к перелому.
Когда мерки готовы, их отправляют в цех, в котором вырезаются детали для пуантов и кожаная подошва. Затем начинается самое интересное: уникальные специалисты начинают лепить, слой за слоем, ту самую коробочку, которая является твердой основой пуанта.
– Эта работа сродни скульпторской, – рассказал Metro основатель и президент компании Grishko Николай Гришко. – Из четырех претендентов сюда трое отсеиваются только потому, что недостаточно тонко чувствуют нюансы пуанта. Поэтому каждый шестой работник этого производства – глухонемой. Отсутствие слуха у этих людей компенсируется феноменальной чувствительностью кончиков пальцев.
Каждый слой промазывается клеем, формула которого держится в строжайшем секрете. Известно только, что он полностью состоит из натуральных компонентов и при желании его можно даже съесть.
По последнему, атласному слою мастеру остается пройтись специальным зеркальным молоточком, чтобы добиться литой гладкости, и проверить пуанты на балансировку. Они должны стоять на коробочках без какой-либо поддержки извне.
Русские пуанты – такой же элитный товар, как черная икра. Один период их даже вывозили чемоданами из страны, потому что здесь они стоят в разы дешевле. Владельцы производства были вынуждены начать ставить внутри пуанта печать «Не для вывоза из России».
Цифра:
100 технологических операций надо совершить, чтобы сшить один пуант. При этом надо соединить более 50 деталей