В этот раз в акваторию Большой Невы прибыли четыре действующих ледокола: «Санкт-Петербург», «Мудьюг», «Иван Крузенштерн» и «Капитан Сорокин». Они только что закончили зимнюю навигацию в Финском заливе и скоро отправятся на профилактику и ремонт. Сейчас же морские гиганты, пришвартованные к набережным лейтенанта Шмидта и Английской, по праву являются объектом внимания и восхищения горожан.
– Ледоколы – это русский бренд, – говорит руководитель ФГБУ «Администрация морских портов Балтийского моря» Петр Паринов. – Это чисто русская идея. Нужно было плавать по северному морскому пути, и придумали суда, которые могли бы преодолевать льды. Да и такого количества ледоколов как в России больше нигде и нет.
Их возраст только кажется солидным – ледоколы рассчитаны не менее чем на 50 лет эксплуатации в суровых северных условиях. В свои 40 «Сорокин» в самом расцвете сил, «Санкт-Петербург» – вообще «малыш»: он был спущен на воду в 2008 году. «Мудьюг» был построен в 1982 году. «Крузенштерн» 1964 «года рождения» можно назвать ветераном. Но, несмотря на свой солидный возраст, судно оснащено современной техникой. Не так давно ледокол прошел переоборудование.
Легендарному «Красину» уже век, но даже он еще способен передвигаться по льду. Ледокол «Невская застава», пожалуй, уже тоже стал визитной карточкой зимнего Петербурга. Именно он помогает защитить мосты и причалы города и не допустить паводка.
Кстати, вопреки расхожему мнению, российский ледокол не режет лед. Конструкция судна такова, что его клиновидный нос наползает на льдину, а затем своим весом продавливает ее. Эта конструкция – скос в носовой части, за счет чего лед разламывается – была заложена еще в первом пароходе «Пайлот» в 1864 году. Он курсировал между Ораниенбаумом и Кронштадтом и перевозил грузы даже в период окончания навигации. С него все и началось.
Рассказать об становлении ледокольного флота, полярных профессиях, истории освоения Арктики – и есть цели фестиваля ледоколов.
- Наш флот самый мощный в мире, и ни одна страна не производит ледоколов в таком количестве, – говорит член рабочей группы оргкомитета фестиваля ледоколов Владимир Корзун. – Поэтому мы должны отмечать эту дату. Конечно, мы хотели, чтобы ледоколы «Владивосток» и «Мурманск» появились здесь как самые современные, но в этом году не удалось.
Как и 2 мая, в завершающий день фестиваля - 3 мая любой желающий сможет познакомиться с устройством ледоколов изнутри, заглянуть в каюты и салоны, осмотреть машинное отделение. Правда, отстояв при этом приличную очередь – желающих попасть на палубу очень много.
Увидеть морских гигантов можно и с воды. Для этого впервые организованы специальные экскурсии по акватории Большой Невы на речных трамвайчиках. В обычные дни данная часть водного пространства закрыта для экскурсионных судов. Специальная программа ждет гостей и на суше, на главной площадке фестиваля – набережной лейтенанта Шмидта. Это познавательные экспозиции, лекции, показ фильмов об арктических экспедициях и т.д.
Завершится фестиваль фееричным танцем буксиров в акватории Большой Невы и зрелищным отходом ледоколов от причалов.