26 августа с фасада здания, расположенного в Санкт-Петербурге на Петроградской стороне, был сбит барельеф, изображающий Мефистофеля.
Позднее стало известно, что барельеф был якобы сбит анонимной организацией "Казаки Петербурга", которые мотивировали свои действия тем, что эта достопримечательность не должна, по их мнению, находиться напротив православного храма.
Петербуржцы вышли на акцию против вандализма. Репортаж специального корреспондента Metro
Накануне народного схода многие СМИ получили письмо за подписью председателя отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Александра Пелина (см ниже).
В обращении к журналистам говорится о том, что священнику на электронную почту пришло письмо от некоего промышленного альпиниста Андрея, который якобы участвовал в «снятии» барельефа Мефистофеля. Альпинист сообщает, что бригада выполняла задание директора Исаакиевского собора Николая Бурова. Барельеф отделили от стены и уложили в пакет.
– Есть множество свидетелей, которые видели, как Мефистофель рухнул на асфальт и раскололся на мелкие кусочки, – прокомментировал депутат закса Александр Кобринский. – Сейчас осколки находятся в полиции, и, скорее всего, барельеф не подлежит восстановлению. А почему это был якобы заказ Николая Бурова – тоже понятно. Все хорошо знают, что Буров выступает против передачи Исаакиевского собора православной церкви.
Александр Пелин поделился с Metro электронным адресом альпиниста Андрея. Мы задали ему свои вопросы, но ответа пока не получили.
На мой взгляд, в последнее время развёрнута настоящая истерия против православия. Поэтому я очень хотел бы разобраться, кому же было выгодно написать такое письмо.
В том, что Николай Буров мог предложить своим рабочим снять барельеф Мефистофеля, я, конечно, сомневаюсь. Просто, исходя из письма, кому-то очень выгодно стравить музейное сообщество с Церковью.
Знаете, что меня удивило? Про этот дом никто особо раньше и не говорил, и не вспоминал. Может быть, это какой-то пиар, чтобы подороже продать этот дом. В вопросе нужно разбираться.
Я хочу вот ещё о чём сказать. Давно ведутся разговоры о федеральном законе по поводу передачи храмов Русской православной церкви. Его же особенно никто не собирается выполнять. Придумывают различные варианты референдума, голосований и подачи петиций.
И напоследок: раз пошёл разговор о противостоянии музеев и Церкви, считаю необходимым высказать своё мнение.
Исаакиевский собор как главный городской храм должен выполнять свою главную функцию – богослуженческую. А уж после какую захотите – туристическую, музейную. Нигде телега не идёт впереди лошади, а у нас сегодня получается именно так.
Храм – это прежде всего храм. А то, что в Сампсониевском соборе не ведутся никакие работы... Я здесь более полугода. Насколько мне известно, в ближайшее время должны начаться работы по гидроизоляции колокольни Сампсониевского собора. Это, безусловно, нужное дело, учитывая петербургский климат и количество выпадающих здесь осадков.
Прежде всего хочу отметить несколько деталей, которых автор письма, видимо, не знает. Нет такого вида работ, как очистка фасадов, и, соответственно, никакие бригады на них работать не могут. Соответственно, никакие промышленные альпинисты там не нужны. В письме указывается, что я, как директор музея, вызвал некоего бригадира и переговорил с ним.
Отмечу, что всеми делами по реставрации в нашем музее-памятнике занимается мой заместитель по эксплуатационной части Борис Данилович Подольский. На сегодняшний день работы по реставрации ведутся на фасаде Смольного собора. Подрядчиком является КГИОП, а не КУГИ, как указывает автор этого письма.
Теперь что касается протоиерея Александра Пелина. Я давно и достаточно жёстко высказываюсь в его адрес. Обратите внимание на одну, но очень немаловажную деталь. Промышленный альпинист Андрей в своём письме указывает, что он и его команда выполняют работы в трёх храмах – Исаакиевском, Спасе на Крови и Смольном. Но не указан четвёртый – Сампсониевский, настоятелем которого и является отец Александр Пелин.
Считаю, что прокуратура должна разобраться в вопросе, кто сочинял и писал это письмо, есть ли взаимосвязь между промышленным альпинистом Андреем и протоиереем Александром Пелиным, поскольку на сегодняшний день имеется дискредитация моей деятельности на посту директора Музея-памятника «Исаакиевский собор». Кроме того, считаю, что авторы этой провокации – а по-другому письмо и назвать нельзя – стараются увести общественное мнение от поисков настоящих вандалов. Нужно очень плохо знать наш город, чтобы обвинять меня или другого директора музея в подобном мероприятии.
Весь смысл нашей работы заключается всё же в созидании, а не в разрушении. Думаю, что это письмо – продолжение той недавней истории, когда зашёл разговор о передаче всех мною выше перечисленных соборов Русской православной церкви.
До недавнего времени я всё же был более высокого мнения об этой организации. Сейчас оно изменилось, и не в лучшую сторону.