Российские военные в Крыму выстрелили в воздух над головами украинских солдат. Тем временем президент России Владимир Путин во время своей пресс-конференции в Москве сказал, что вооружённый конфликт - последнее средство, к которому может прибегнуть Россия. Можно ли считать, что угроза войны в Крыму миновала? Metro поговорило с Яной Кобзовой, научным сотрудником Европейского совета по международным отношениям.
Какую цель преследовал Путин, когда сегодня общался с журналистами на пресс-конференции?
Он пытался разрядить обстановку и при этом оставить за собой свободу действий. Когда зашёл разговор о российском ультиматуме, это создало гораздо более напряжённую обстановку, чем ожидал Путин. Перед ультиматумом говорили о "Большой восьмёрке" и экономических проблемах Украины, а после ультиматума говорили о вовлечении НАТО в конфликт. Но президент не отступил перед этими темами.
Не создаётся ли впечатления, что президент практически помогает своим противникам, если учесть, что внимание всего мира сейчас сосредоточено на Крыму, а не новом киевском правительстве?
Да, Крым действительно отвлекает внимание от проблем с новым правительством. Но не забывайте, что в Киеве всё ещё находятся протестующие: они не просто хотят поменять правительство, они хотят изменить систему. Некоторые члены нового правительства - часть гражданского общества, и жители Украины их уважают, но многие являются частью старой системы. И те, кто протестует, будут внимательно за ними наблюдать. Но сейчас жители Украины объединились против России. И удивительно то, сколько самообладания в отношении России демонстрирует новое правительство. А Россия надеялась на провокацию, как случилось в Грузии в 2008 году.
То есть украинское правительство действует более мудро, чем грузинское пять с половиной лет назад?
Да. Удивительно, что в этот раз подобной ситуации не произошло и правительство Украины смогло быть так сдержанно. Причём эта сдержанность присуща и украинским солдатам - это то, чего недооценила Россия.