– Мне, как архитектору-фантасту, показалось очень актуальным и интересным воскресить дух первобытного хай-тека, использовав археологические находки, пещерные рисунки, фотографии путешественников, различные исторические и научные свидетельства, руины первобытных сооружений, дошедшие из глубины тысячелетий, – рассказал Metro футуролог Артур Скижали-Вейс.
Архитектор уверен, что первобытные люди жили не в примитивных землянках и пещерах, а в идеально продуманных, технически сложных сооружениях.
– Они так жили, просто их дома не сохранились, так как материалы, из которых они были сделаны, слишком недолговечны, – говорит Скижали-Вейс.
С другой стороны, автор отмечает, что все-таки его работы – это современный взгляд на то, как все могло бы быть.
– Моей задачей было погрузить современного зрителя в атмосферу фантастического путешествия во времени, – объясняет футуролог. – Мой зритель – это не палеонтолог, историк или археолог, а массовый медийный пользователь, который сегодня с одинаковым интересом смотрит голливудские блокбастеры вроде «10 000 лет до н.э.» Роланда Эммериха и читает романы в стиле фэнтези.
Дома «лесных жителей» фантаст решил расположить прямо на деревьях, связанных между собой подвесными улочками-мостками, пролегающими между кронами и стволами.
– Сам жилой дом формируется вокруг одного ствола на консолях, на помостах, переброшенных сразу между несколькими стволами деревьев, на ветвях одного огромного дерева с развитой кроной, – говорит Скижали- Вейс, – или подвешен на растяжках подобно большому птичьему гнезду.
По мнению архитектора, жители перемещались от дома к дому в основном над землей, поднимаясь по веревочным лестницам или в подвесных корзинах-люльках. Такие висячие деревни делали их труднодоступными для врагов, маскировали жилища в густой листве деревьев, улучшали обзор леса. А также избавляли от влажности, сырости и темноты джунглей.
Материал постройки домов: дерево, плетеные прутья и листья, лианы, древесные волокна.
– Жители степей и равнин по образу жизни тяготели к скотоводству и земледелию. Поэтому одну из своих фантазий с постройками степняков я назвал «Ловцы мамонтов», – рассказывает Артур Скижали-Вейс. – Судя по находкам останков, мамонты обитали повсеместно в Америке, Азии, Африке и Европе и вымерли около 8–10 тыс. лет назад. Они достигали 5,5 м в высоту и имели массу тела 10–12 тонн.
По убеждению фантаста, мамонты являлись не столько пищей, сколько одомашненными тягловыми животными, которые были приучены к погрузке и перетаскиванию тяжелых строительных материалов подобно современной строительной технике.
Фантаст предполагает, что мамонты помогали древним строителям перевозить гигантские каменные глыбы на расстояние многих километров со склонов гор и огромные бревна из далеких лесов. И именно из этих материалов строились дома первобытных жителей степей и равнин.
В первобытные времена люди были язычниками, поклоняясь богам и духам природы.
– Фантазия «Храмы-идолы» посвящена обрядово-культовым сооружениям древних людей и их вере в животворящие силы природы, – объясняет Скижали-Вейс, – торжеству разума над дикостью, желанию бережно сохранять свою уникальную и неповторимую цивилизацию в бесконечном космосе.
Такие «храмы-идолы» могли стоять на высоких земляных курганах. Внутри храмов-статуй находились жертвенные алтари, каменные головы духов природы украшены были магическими татуировками, а вокруг горели ритуальные костры.
Первобытные люди жили в полной гармонии и тесной взаимосвязи с окружающей средой, флорой и фауной, бережно и разумно использовали богатства Земли.
– Именно к этому мы возвращаемся сейчас, – уверен Артур Скижали-Вейс. – Подобные проекты помогут шире распространить экотехнологии в архитектуре и глубже понять философию нового природопользования при строительстве.