При участии Генпрокуратуры в администрацию президента внесен законопроект, в соответствии с которым надзорное ведомство становится самым мощным правоохранительным органом страны. Сохраняя нынешние функции, прокуратура рассчитывает получить право возбуждать и расследовать уголовные дела в отношении так называемых спецсубъектов — лиц, имеющих особый статус и неприкосновенность, в том числе следователей и их руководителей. Кроме того, прокуратура вместе с другими следственными органами намерена обращаться в суды с арестами физических лиц и их имущества, пишет "Коммерсантъ".

По данным издания, законопроект был внесен в администрацию президента 16 января — через три дня после встречи Дмитрия Медведева с делегаций прокуроров из 25 стран, на которой глава государства заявил о возможном расширении функций надзорного ведомства РФ, недавно отметившего свое 290-летие.

В законопроекте, который оказался в распоряжении газеты, предполагается внесение изменений в статьи Уголовно-процессуального кодекса (УПК) РФ, прежде всего регламентирующих порядок возбуждения и расследования уголовных дел. Фактически надзорному ведомству возвращаются полномочия, которых оно лишилось в 2007 году, когда из Генпрокуратуры были выделены прокурорские следственные органы. Предполагается, что прокурор получит право не только возбуждать уголовные дела в отношении спецсубъектов — следователей, руководителей следственного органа, судей, прокуроров, адвокатов, но и "принимать их к своему производству, проводя предварительное расследование".

"Ведь, если прокурор проводит проверку, выявляет нарушение законности, он и вправе возбудить уголовное дело. И потом уже вместе со следователем довести его до решения суда",— заявил на недавней встрече с представителями СМИ генпрокурор Юрий Чайка. По его словам, следователи должны расследовать в первую очередь дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, но сегодня "следствие на 60% загружено делами о преступлениях небольшой и средней тяжести".

Однако, как говорится в законопроекте, возвращением одних только следственных функций прокуратура ограничиваться не собирается. В частности, представителей надзорного ведомства наряду со следователями предлагается наделить полномочиями обращаться в суд с ходатайством об избрании меры пресечения; продлении сроков ареста; временного отстранения от должности; накладывания арестов на имущество; а также ходатайствования перед судом о производстве "иных следственных действий".

Таким образом, Генпрокуратура будет не только дублировать функции следственного комитета России (СКР), но и превратится в доминирующую над этим и другими правоохранительными органами структуру, поскольку сохранит за собой надзор за расследованием дел иными ведомствами и представление обвинения в судах. В итоге перечеркивается идея независимого следствия, за которую выступал президент Медведев.