Найти общий язык у писателя Евгения Гришковца с владивостокскими студентами не получилось: встреча в кампусе ДВФУ на острове Русском чуть не закончилась скандалом. По-видимому, сказался традиционный конфликт отцов и детей. "Дети"-первокурсники, не очень хорошо знакомые с творчеством Гришковца, задавали ему "неинтересные" вопросы. А гость, в свою очередь, ужасался и специальностям, которые выбрали студенты, и вопросам, с которыми они к нему обращались.
Перед встречей Евгений Гришковец попросил студентов задавать вопросы, представляться и называть свой факультет. Со специальностей "Журналистика", "Дизайн", "Государственное управление" всё и началось: писатель прошёлся и по поводу непрофессионализма журналистов, и качества их образования, и о семнадцатилетних, которые на полном серьёзе выбирают в качестве призвания "Государственное управление".
О журналистике
– С физиками и математиками намного интереснее общаться, чем с журналистами: им есть, что сказать. Я всегда страдаю, когда вижу живые, весёлые глаза людей, которые поступили на журфак как на “интересный образ жизни”. Нет такой профессии – "интересный образ жизни", понимаете?
– На мой взгляд, журналистика и творчество – вообще несовместимые вещи (аплодисменты, смех в зале). Если вы на втором курсе, бросайте его и переводитесь на филфак. Вы за год вообще никакого образования не получили. На филфаке вас сначала научат читать – а уже потом писать. Глубоко убеждён, что хуже образования, чем на журфаке, не существует.
– Если вы станете журналистами, я вам гарантирую неустроенную личную жизнь, никто вас не будет любить. Максимум – двое детей и никакого мужа.
О боге
– Здравствуйте. Я – студентка факультета “Графический дизайн”
– А есть такой факультет?
– Есть. Я ничего из вашего творчества не читала, но хотела бы узнать вас как личность. Вы верите в бога?
– Давайте так: студенты 1 курса больше мне вопросов не задают. О таком вслух не говорят: об этом неприлично спрашивать. А если бы вы почитали мою книжку, вы бы такого вопроса мне не задали.
В этот момент зал начали покидать студенты. Второкурсник-филолог попробовал объяснить писателю на понятных молодёжи примерах, почему конструктивного диалога не получилось:
– Вы как переходили на личности, так на личности и переходите. Если б у вас был Twitter, фолловеров бы по итогам этой встречи сильно поубавилось. Я, пожалуй, пойду. До свидания.
Однако Гришковец напомнил (или рассказал – знакомых с творчеством драматурга и режиссёра в зале оказалось немного), что уже долгое время не пользуется Интернетом. Стоит отметить, что писатель действительно в своё время удалил блог на платформе LiveJournal.
– Не хочу и не могу быть на одной из кнопок некого пульта, нажатием которой любой желающий может преодолеть все мыслимые дистанции и со всей лёгкостью обратиться ко мне в какой угодно форме, с любыми словами, вопросами, претензиями, гневом или ненавистью, – написал тогда Гришковец в последней жж-записи.
К концу длившегося более 2,5 часов разговора писатель сообщил аудитории, что шёл на встречу с радостным настроением, а покидает её с совершенно противоположным чувством. Однако пообещал, что вернётся через год, – посмотреть, как изменились студенты, передаёт VL.RU.
– Я не понимаю, что значит переходить на личности. Что мне – говорить, какие вы тут молодцы? Или отвечать университетской аудитории, верую ли я в бога? Вы – наверное – потом поймёте, почему нельзя ни задавать такие вопросы, ни отвечать на них, – сказал Евгений Гришковец.