Творение Жоржа Бизе не сходит со сцен ведущих оперных театров по всему миру. Образы свободолюбивой цыганки, созданные Еленой Образцовой, Ольгой Бородиной, Ириной Архиповой, Агнес Бальтса, Джесси Норман, стали классикой. Теперь же россиянам покажут совершенно новую Кармен. Чем она сумеет удивить зрителя, рассказывают исполнительница главной роли в опере Юстина Грингите и дирижёр постановки Михаил Симонян.
Михаил, чем уникальна новая постановка «Кармен», которую увидят москвичи?
М: Прежде всего своим актёрским составом. Такие имена на одной сцене собрать очень сложно, потому что график у всех расписан на долгое время вперёд. Кроме того, у нас получилась постановка, которая очень мобильна. Наши декорации и видеоинсталляции могут адаптироваться под любую площадку (во время спектакля на гигантские экраны, сотканные из нитей, будут проецироваться сюжеты, специально созданные для этой постановки по мотивам оперы. – Прим. ред.). Отличие ещё и в том, что обычно в театрах мы видим диктаторство режиссёра, здесь в большей степени проявляется талант артистов, они получают полную свободу. Конечно, все наши коллеги уже много раз пели «Кармен» на разных сценах. Но именно теперь вы увидите то, к чему они пришли как артисты.
В спектакле работает международная команда. Сложно работать с таким коллективом?
М: Наоборот. Этой постановкой, в которой участвуют россияне, украинцы, литовцы, мы надеемся внести позитив в отношения между нашими странами. Сожжены политические мосты или нет, решать не нам. Но мы делаем всё, чтобы объединить людей.
Юстина, вы играете роковую Кармен на сцене уже не в первый раз. А сами вы на неё похожи?
Ю: Я никогда не сравниваю себя с героинями и не превращаюсь в них. В этом и заключается мастерство актёра. Представьте, например, певица репетирует «Тоску», увлекается и дома ведёт себя так же. Близким с ней жить было бы просто невозможно. Да, Кармен женщина, да, в её характере есть черты, близкие мне. Но я не Кармен, я Юстина. Анализировать психологию её характера интересно, но я точно понимаю, что со мной такого в жизни не будет.
Кармен на сцене испытывает яркие чувства. Бывало так, что партнёр вам не нравился?
Ю: Нет, я всегда помню о том, что нахожусь на работе. Если партнёр не нравится, нужно себя обмануть, чтобы публика верила, что ты любишь. И наоборот. Однажды, к примеру, мы должны были играть на одной сцене с моей подругой. Она в тот момент была беременна. По сюжету, моя героиня нехорошо с ней поступает. В какой-то момент я отключилась и подумала: как же ты можешь ненавидеть её! Но потом пришла в себя и вспомнила, что это просто работа. С коллегами мы всегда находим общий язык. Как-то раз мы работали в одном спектакле с моим партнёром-тенором. Ему по ходу сюжета приходилось часто хватать меня за руку. А он очень большой мужчина. На моих руках постоянно появлялись синяки. Я ему сказала: «Сделаешь так ещё раз, ущипну». Он ответил на это: «Не надо, я не смогу петь». И потом был очень осторожен.
А играть один и тот же образ из раза в раз не надоедает?
Ю: Наша профессия интересна тем, что здесь нет рутины, ты всегда должен быть готов и интеллектуально, и эмоционально, и физически.Каждый день мы чувствуем себя по-разному. Это зависит и от меня, и от публики.
Кстати, а публика в разных странах отличается?
М: Публика везде одинаковая, это всё зависит от тебя самого, донесёшь ты чувства или нет.
За несколько дней до спектакля вы сыграли свадьбу. Сложно быть всё время вместе – и дома, и на работе?
М: Нет, совсем не сложно.
Ю: Кто ещё будет так поддерживать тебя, как собственный муж или жена. Это радость, что мы можем быть вдвоём и заниматься чем-то, что мы любим, вместе. Когда Михаил дирижирует, я чувствую себя увереннее.
Премьера оперы Жоржа Бизе "Кармен" состоится в Московском международном Доме музыки 1 марта. А в Питере премтера оперы пройдёт в Александринском театре 3 и 4 марта. Подробнее читайте в метариале: В Москве и Питере покажут новую "Кармен".