Сакари Питкянен, который с середины 1990-х работал редактором в Metro Стокгольм, а затем главным редактором международной редакции Metro International, поведал нам историю успеха международной медиагруппы.
История Metro началась 20 лет назад в Стокгольме. Вы тогда думали, что газета станет важнейшим игроком на международном рынке СМИ?
На самом деле, я был слишком занят запуском нашей шведской газеты! Но, разумеется, основатели Metro с самого начала планировали международную экспансию. Уже тогда заключались договоры с типографиями и службами доставки газет по всему миру.
Медиаландшафт постоянно меняется. Что помогло Metro выгодно выделиться среди конкурентов?
Этому точно поспособствовала бесплатность. Платные газеты в Европе продолжают терпеть убытки, так что им тяжело соперничать с Metro. В эпоху Интернета мы одни из первых заявили о том, что новости должны быть бесплатными.
Ещё один ключевой фактор, который помог Metro завоевать аудиторию, это большие города. Они продолжали расти и обеспечили приток новых людей, которые не привыкли покупать газеты. Эту нишу мы и заполнили. Кроме того, в отличие от старых изданий, которые не желают меняться, мы идём в ногу со временем и откликаемся на нужды читателя, который, кстати, помолодел. Типичный читатель Metro – это молодая девушка.
Ваша книга об истории Metro, которая выходит к 20-летнему юбилею газеты, имеет интригующее название "Искусство нажить врагов по всему миру". Это и есть стиль Metro?
За первые 10 лет, где бы мы ни запускали Metro, мы сталкивались с ожесточённым сопротивлением юристов, предпринимателей и даже байкеров – последние бойкотировали нашу рекламу в США. Пелле Торнберг, наш директор в начале 2000-х, любил говорить: «Если тебе нужны сильные противники и плохая репутация, открой газету. Если ты хочешь нажить сильных врагов по всему миру и обрушить на себя тонны негатива со стороны конкурентов в СМИ, запусти глобальную газету». Хотя мы нажили немало врагов, мы обрели 20 миллионов друзей: все эти люди – наши читатели по всему миру. Я воспринимаю своего читателя как друга, мнение остальных меня мало волнует.
Как Metro удалось пересечь культурные границы и стать примером успеха в абсолютно разных странах?
Я думаю, главное, что делает Metro успешной, – это идея, с которой создатели подошли к созданию газеты и которой та продолжает быть верна. Газета не должна быть таблоидом, который спекулирует на сексе, шоу-бизнесе и сплетнях, а должна сообщать новости в нейтральной подаче. Наше издание стало ролевой моделью для всех других бесплатных газет на планете. Тот факт, что Metro пользуется огромным успехом в любом городе, где бы ни выходила наша газета, свидетельствует о многом.