Как ранее писало Metro, фронтовой бомбардировщик Су-24М напугал экипаж эсминца ВМС США «Дональд Кук» – один из трёх самых мощных имеющихся на вооружении США кораблей, оснащенных многоцелевым зенитно-ракетным комплексом «Иджис» и способных нести весь спектр ракетного оружия, в том числе крылатые ракеты «Томагавк».
По информации, известной из СМИ, Су-24М, который не имел на своём борту боевого вооружения, 12 раз, инсценировав атаку, прошёл вблизи корабля ВМС США, когда тот находился в международных водах недалеко от берегов Румынии. Радары эсминца поймали «сушку» и повели её. Но вдруг вся корабельная электроника отказала. Высказывается предположение, что Су-24М был оснащён новейшим комплексом радиоэлектронной борьбы (РЭБ) «Хибины», который должен защищать самолёт от современных зенитных управляемых ракет, может перехватить ракету противника и направить её в противоположную сторону. Заработала электроника эсминца только после того, как наша «сушка» улетела.
По данным пресс-службы Пентагона, самолёт был на расстоянии 1000 м от корабля и на высоте 150-160 м. Полковник Пентагона Стив Уоррен назвал эти манёвры «устрашающими и недопустимыми, так как это деморализует личный состав корабля и негативно влияет на общий психологический климат среди военнослужащих». В прессу просочилась информация, что 27 бравых американцев с эсминца «Дональд Кук» подали рапорты об увольнении. Они объяснили, что не намерены подвергать свои жизни опасности.
Ищем челябинский след
Су-24 – самолёт, хорошо известный россиянам. В России есть всего четыре воинские части, где летают на таких самолётах - в Хурбе, Морозовске, Воронеже и Челябинске, где и базируется управление дивизии. Уж не челябинская ли «сушка» так напугала американцев? И на самом ли деле старая фронтовая машина, которую многие пытаются списать со счетов, могла «вывести из строя» целый эсминец? За ответом на эти вопрос, отправляемся на авиабазу Шагол.
И сразу – удача! В каждой воинской части есть так называемые «Уголки информирования». И, как вы думаете, что занимает главное место на стенде челябинского полка? Информация о том, как 12 апреля наша «сушка» напугала американский эсминец ВМС США «Дональд Кук». Вырезок из разных СМИ много. Понятно, что это не случайно, хотя заместитель командира авиабазы Шагол, полковник Александр Шкребтий сразу даёт понять, что прямого ответа на интересующий вопрос об экипаже он не даст. Пока это – военная тайна. Хотя можно предположить, что если это даже был и не челябинский Су-24, то в этом городе он точно приземлялся. И не раз.
- Александр Андреевич, есть информация, что около американского эсминца на Чёрном море летал не Су-24М, а Су-24МР. Последний называют разведывательной версией. На авиабазе Шагол есть такие самолёты?
- Это один и тот же самолёт, разница только в задачах, которые он выполняет. В Челябинске есть и те, и другие.
- И на всех установлены «Хибины», разработанные Калужским НИИ?
- Этого я не могу вам сказать.
- Неужели простая «сушка» могла вывести из строя оборудование на таком современном корабле?
- Есть такое понятие как радиоэлектронная борьба. Американцы пошли по пути создания самолёта-невидимки. Считается, что локаторы такой самолёт не видят, но он может быть незаметен для какой-то определенной длины волны, а в другом диапазоне волн станет виден. Поэтому Россия пошла другим путём…
- …Пусть нас видят, но сделать ничего не смогут!?
- Ту «сушку» американцы видели, но сделать ничего не могли. Установленные на самолёте средства РЭБ принимают сигнал, в котором идёт «облучение» самолёта, ставят помеху, а она в свою очередь не даёт системе ПВО прицелиться. Ракеты не могут быть наведены на цель.
- Лётчики из Челябинска такие РЭБы во время учений испытывали? Лично вам приходилось таким образом «выводить из строя» условного противника?
- Наша часть, как и все другие в России, находится в постоянной боевой готовности. Это значит, что мы постоянно проводим какие-то учения. Недавно вот в Чите принимали участие в учениях с использованием данных средств РЭБ. Главный враг самолёта – это ПВО. У неё задача – обнаружить самолёт и сбить. У нас – преодолеть систему ПВО. Если это получается, ПВО становится беспомощной.
Американцы никогда не рискуют
- Может ли быть правдой, что американские моряки так напугались, что 27 человек подали рапорты об увольнении? Они что не знали, что у нас такие системы есть?
- В письме, написанном моряком с эсминца своей любимой, есть такая фраза: «Мы не подписывались рисковать жизнью». В этом вся суть. Мне довелось в своё время полетать с иранцами, заканчивающими военные школы в Америке и Франции. У них другой менталитет. Они готовы служить, но не готовы рисковать. А на «Дональде Куке», вооружённом до зубов, экипаж корабля почувствовал себя абсолютно незащищённым. Нам, россиянам, это непонятно. У нас понятия чести и героизма в крови. Мальчикам с рождения говорят: «Ты же мужчина! Умей постоять за себя, за свою девчонку!» Мы подсознательно растим бойцов. Мы рискуем, потому что нам это в удовольствие. А американцы воспитаны по-другому.
- Это был риск – подлететь так близко к эсминцу США?
- Наверное. Есть такое понятие как риск ради выполнения задачи. Оно было, есть и будет только у нас. Человек пытается превысить свои возможности. Почему Чкалов пролетел под мостом? Он знал, что его за это накажут, но он сделал так, понимая: «Я это могу!» Только российский солдат может после того, как у него кончатся патроны, взять автомат и пойти с ним драться врукопашную. В ВДВ есть правило – «никто, кроме нас». В авиации также.
- Инцидент над Чёрным морем был воздушным хулиганством?
- Нет, но там было определённое нарушение. Летчику стояла задача одна, а он вошёл в боевой азарт и сделал больше, чем требовалось. Должен был сымитировать атаку на корабль два или три раза, а он сделал 12 заходов. Думаю, лётчика за это наказали — выговор объявили, к примеру...
- А вся страна говорит, что медаль должны за смелость дать. Как, кстати, в вашей среде этот поступок обсуждают?
- Среди лётного состава, которых знаю я, так бы сделал любой. Потому что за нами - Россия. И нам это интересно. Чем показателен этот случай? Наш лётчик на самолёте, который считают морально устаревшим, показал несостоятельность хвалёной американской техники и неспособность воевать с равным противником. Невооружённый самолёт с экипажем два человека вывел из строя, а точнее морально сломал экипаж целого эсминца, который всегда смотрел на всех свысока.
Почему США неудобен Челябинск
- Челябинцы должны гордиться, что в их городе базируется такой замечательный полк с такими бравыми лётчиками, а они вас по судам таскают: мол, шум от самолётов мешает, да и опасно, когда над головой тонны топлива летают…
- Мы на многое пошли, чтобы выполнить решение суда: изменили высоту захода на посадку с 500 до 1500 метров. Последние замеры показали, что та глиссада, которую сделали, позволила сократить шумовую нагрузку на четыре децибела. Сейчас мы шумим практически так же, как «тушки». Поймите: мы не собираемся судиться со своим народом. Но наша задача состоит в том, чтобы делать то, что мы делаем.
- Но можно ли это делать не над миллионным Челябинском?
- Расположение нашего авиаполка именно в Челябинске очень невыгодно вероятному противнику. Поэтому кое-кто стремится сделать всё, что угодно, чтобы нас отсюда убрать. А как это сделать? Через общественное мнение, народ… Не открою военную тайну, если расскажу, что сейчас очень часто проводятся учения, когда мы летим до определённого объекта, расстояние до которого точно такое же, как и до какой-либо цели в другом уголке планеты. Так вот Челябинск очень удачно с этой точки зрения расположен. К примеру, благодаря учениям, которые в прошлом году провели челябинские лётчики, но самое главное - грамотному ведению политики министра иностранных дел Сергея Лаврова, американцы отказались от нанесения удара по Сирии. А мы только и сделали, что слетали из Челябинска на один северный остров…
- А могли бы на южный?
- Вы даже не представляете, сколько мы умеем и можем! Вот США сейчас нам объявляют санкции. А мы ничем американцам не грозим. Потому что сильный молчит. Басня Крылова «Слон и Моська» как раз об этом. Инцидент с «Дональдом Куком» - лишь один из немногих, о чём вы знаете. А есть много того, чего даже представить не можете…
- Случай над Чёрным морем – утечка информации?
- Нет, это была дозированная информация, чтобы показать, что мы можем. Потому что народ-то волнуется, переживает. Теперь вот все увидели: с нашим Су-24, который не предназначен для войны с авианосцами, так как для этого есть специальные ракеты, не смог справиться уникальный корабль. А «Дональд Кук» как раз-таки должен прикрывать авиационные группировки.
- Просто очень часто говорят, что Су-24 - это такое старьё, развалюха. А получается, это старьё вон что может…
- А вы знаете, что все космические корабли, запускаемые в космос, спроектированы Королёвым? Это не старье. Это нормальное, качественно сделанное, идеальное. Такое же, как АК-47, который выберет любой пехотинец, потому что автомат надёжен и неприхотлив. Су-24 тоже. Это самолёт-солдат.
От Чёрного моря до центра Челябинска
- Как военные люди воспринимают то, что сейчас творится в Украине? Наверняка у вас лётчики знакомые в этой братской нам стране есть?
- Я, между прочим, сам украинец, из города Корсунь-Шевченковский. Там живут все родственники. Многих военнослужащих Украины знаю лично. Общаемся. Уверен, что украинская армия со своим народом воевать не будет. Понятно, что военные давали присягу Родине и народу защищать их от внешнего врага, но стрелять в братьев, соседей, не станут.
- Когда последний раз над своим родным городом летали?
- Над Украиной не летал никогда.
- А над Чёрным морем? Кстати, сколько от Челябинска до Крыма лететь на Су-24?
- От Челябинска до Читы лететь с двумя дозаправками в воздухе 5 часов 20 минут. Так что сами посчитайте, сколько до Чёрного моря.
- В День Победы в военном параде в Крыму будут участвовать пять экипажей авиабазы Шагол. Когда над Челябинском 9 Мая или в День города увидим вас? Каждый день же всё равно летаете…
- Всё зависит от желания губернатора. Вопросы согласования с Минобороны мы берём полностью на себя. Мы готовы. Над площадью Революции могут пройти несколько звеньев. Ориентиры на проспект Ленина хорошие, пролететь легко.
- А «сушки» умеют делать всякие «ромбы», «коробочки»?
- «Ромбы», «коробочки»… При полёте строем расстояние между самолетами 10-12 метров. При дозаправке в воздухе, а это самый сложный вид упражнений, 5-10 метров. Это жестче. Для этого надо иметь идеальную технику пилотирования, жёсткие нервы и быть уверенным в себе. Приведу вам такие цифры: в 1986 году, а это считается годом самой высокой боеспособности страны, в полку, который базируется сейчас в Челябинске, было подготовлено 50 процентов экипажей на дозаправку топлива в воздухе днём, 15 процентов умели это делать ночью. Сегодня эти показатели - 75 и 42. А вы про «ромбы» и «кробочки»…