Почему вы решили присоединиться к FEMEN?
Это просто счастливый случай. В 2009 году я училась на журфаке Киевского национального университета имени Тараса Шевченко и работала в пресс-службе мэрии Киева. Я наблюдала проблемы, с которыми сталкиваются женщины на Украине: некоторые мои друзья были вынуждены провести ночь с учителями, чтобы сдать экзамены в университете. Но я никогда не думала, что присоединюсь к такой организации как FEMEN, я ничего не знала о них. Однажды я получила сообщение в Facebook: "Привет, мы женское объединение FEMEN, мы против проституции. Присоединяйтесь к нам". Я никогда не думала о том за я или против проституции, сообщение меня удивило. Тем не менее, я решила посетить их встречу просто для того, чтобы понаблюдать. Это была мрачная сцена: кафе в советском стиле, 15 красивых девушек вокруг стола, две чашки чая, которую все между собой делят. Мы обсуждали то, как проституция влияет на женщин, то, что мы устали от секс-туристов, которых полно на улицах наших городов и так далее. Но наши матери нас учили, что каждая женщина должна найти себе мужа. Поэтому в наших головах образовался парадокс. Мы начали читать, анализировать, слушать мнения других и понимать, что наши матери лгали или просто ошибались.
Так что, нет необходимости искать мужа?
Необходимо искать свои права. Даже в Европе есть мнение, что феминизм пережиток прошлого, потому что уже были многочисленные протесты 70-х годов и женщины получили право голосовать. Это победа? Это только первый шаг. Лучше заниматься не поисками мужа, а поисками своих прав, самореализацией и так далее. Если мужчина, которого вы полюбите существует, то он появится сам собой.
Что для вас будет полной победой?
Трудно сказать, когда вы не испытывали подобного чувства. Для начала давайте примем такой вариант – стопроцентное равенство в гендерных правах. Это и приведёт к победе.
Кто ваши враги?
В первую очередь проституция. Статистика говорит, что до 60 процентов украинских женщин были вовлечены в секс-индустрию, хотя там она вне закона. Мы провели расследование и выяснили, что правительство покрывало эту индустрию. Потом мы определили нашего главного врага – это "патриархат". Он держится на трёх китах – диктатура (она отрицает разделение власти с женщинами), религия (она отрицает права женщин на владение собственным телом, желаниями и образованием) и секс-индустрия. Там где появляются эти противники феминизма – появляется FEMEN!
Но в начале вы об этом не думали?
Да, я никогда не скрывала тот факт, что FEMEN не имела развернутую теоретическую базу в самом начале. Мы только говорили о том, как ужасно жить женщинам. Потом мы поняли, что если в обществе нет возможностей для вас, пора бороться. Прошло несколько лет, и я могу с гордостью сказать, что движение выросло до международного уровня.
Сейчас вы лидер FEMEN. Расскажите, что это означает.
Раз в год активисты из 11 стран приезжают на Конгресс в Париж. Там мы их тренируем, обучаем новым практикам, дискутируем, выявляем проблемные темы на следующий год и готовимся к борьбе. Также в течение года у нас действует тренировочный лагерь во Франции, который открылся в 2012 году. После того как я покинула Украину, я объясняю там нашу "секстримистскую" тактику обнажения на улицах нашим новым членам.
Что такое "секстримизм"?
Мир привык видеть тело обнаженной женщины в сочетании с улыбкой в попытке продать вам что-то: автомобиль, пиво или сексуальные услуги. Мы показываем нашу сексуальность, но наше послание заключается в освобождении женщин. Мы показываем тело не улыбаясь, а крича.
Но не все понимают ваши методы...
Мы недавно написали окончательную версию нашего манифеста, которую опубликуем 8 марта. Там есть объяснение всех наших идей, требований и тактики. Я надеюсь в будущем наши акции не будут никого вводить в заблуждение.
Тем не менее есть многие менее эффектные, но более эффективные способы протеста...
Мы никогда не отрицаем других тактик. Наоборот, мы поддерживаем их. Топлесс–протест был разработан в то время как мы жили во времена дискриминации по половому признаку в украинском обществе, где женщины воспринимались только как сексуальный объект. Там трудно выжить, если вы не красивая или сексуальная. Мы поняли, что свобода и права женщины связаны с ее телом. Но почему мы позволяем мужским патриархальным институтам использовать его для предоставления услуг мужчинам? Почему оно не служит нашим интересам? В ответе на эти вопросы родилась наша форма протеста. Эффективна она или нет – это субъективное мнение. Всё зависит от конечных целей протестной активности. Если мы говорим об изменении законов, то да, FEMEN не будет на вершине списка. Но в показе проблем обществу и привлечении внимания мы будем первыми.
SlutWalk (протестное движение против изнасилований) привлекает гораздо больше людей на улицы чем FEMEN...
Наша цель состоит в том, чтобы не сделать большой марш, а в том, чтобы подобраться к сильным мира сего. Мы работаем как партизаны, пытаясь добраться туда, куда нормальные активисты не могут. Мы восхищаемся SlutWalk, хотя FEMEN имеет несколько иную идеологию. Но это не означает, что их или наша тактика лучше или хуже. Тактики бывают разные.
Говоря о реальных результатах, вы добились каких-либо успехов в последнее время?
Да, например, испанское правительство хочет запретить аборты. Трое из наших активистов появились во время парламентской сессии с лозунгами на груди, требуя прав для женщин. И мы победили: общественное мнение и другие акции протеста заставили правительство считаться с нами. Несколько месяцев назад во Франции Генеральная Ассамблея хотела принять законопроект об уголовной ответственности для людей, которые пользуются услугами проституток. Но его продвижение было приостановлено в Сенате. Мы ворвались в их здание и позже началась волна общественных протестов. Теперь мы ждем результатов. Наша историческая победа в том, что мы изменили менталитет людей по отношению к женщинам. Теперь весь мир знает, что украинские женщины не проститутки, они борются за свои права.