В дороге
У парня на соседнем сидении белоснежные кеды с замшей. Ребята с принтами на футболках обсуждают планшеты и смузи. Я один потею в тяжелых берцах. Ощущение, что не понял, куда мы едем – может, всё под Тверью не так и страшно.
Припекает. В МЧС-вском микроавтобусе, который везёт нас в пекло Тверской области, становится душно.
- Может, кондиционер включим?
- А тут нет кондиционера! – рявкает водила и врубает юмор-фм.
Едкий запашок появляется в салоне в районе Зеленограда. А в Тверской области смог не чувствует разве что больной гайморитом.
На пожаре
В боевой одежде спасателя потеешь моментально, меня всего можно выжимать. Мы по раскалённой земле продираемся к сизой завесе за деревьями. Вокруг обгоревшие стволы, без веток, они колоннами растут прямо в небо, которое теряется в сплошном дыме.
Просеку к тлеющим участкам леса пробивает бульдозер. По тропинке тянутся тугие пожарные рукава, они забирают воду из Волги в двух километрах отсюда. Окопанная бульдозером площадка обрывается дымящимися комьями грунта. За окопом по бурелому ходят спасатели в амуниции и заливают чёрную землю водой. Вокруг нас тлеет 30 гектаров земли. Над головами постоянно летают вертолёты, сбрасывая на лес по пять тонн воды за раз.
- А ну отойдите назад, там опасно! – кричат нам МЧС-ники.
Рядом раздается сухой треск, и огромная береза падает в десяти метрах от нашего фотокорра.
Кто-то смачно матерится, слова тонут в вязком мареве, которым мы пропахли насквозь. Смог смешивается с омерзительным запахом из зверохозяйства в ста метрах от нас.
Вчера здесь что-то полыхнуло, и сегодня с последствиями борются 270 спасателей и 80 единиц техники. По зверосовхозу «Мелковское» бродит хмурый губернатор Тверской области Андрей Шевелёв.
«Мы, конечно, будем разбираться. Уголовное дело уже завели, – говорит он журналистам. – Все природные пожары, что я видел, возникали по вине людей. Или из-за бесхозных объектов, – Шевелёв кивает на валяющийся рядом газовый балон. – или рыбаки разводят костры на отдыхе. Главное, что за все лето ни люди, ни имущество в Тверской области не пострадали».
Сейчас под Тверью нет открытого горения леса или торфяников, дым возникает из-за тления мха и травы. Начальник ГУ МЧС по Тверской области генерал-майор Арсен Григорян говорит, что еще в среду в области было 10 таких очагов, в четверг – четыре, а в пятницу останется залить лишь территорию около зверохозяйства. Григорян надеется, что если работа пойдет по плану, то до Москвы большой дым не доберется.
Чистое небо
В сторонке от лесополосы отдыхают спасатели. Усатый офицер с широкой улыбкой делится своими впечатлениями:
«Да ты не волнуйся! Пока не победим, не уйдем. Метр за метром отвоюем!»
Ближе к вечеру к тушению подключаются самолеты. На бреющем полете машина зачерпывает воду из реки Шоши, а потом выбрасывает на тлеющий лес. Небо над зверохозяйством светлеет, местные жители выходят на прогулку.
«Да я бы не сказала, что тут не продохнуть, - говорит местная бабушка. – Немного затянуло вчера, и всё. Это в телевизоре панику наводят! А так – жить можно».