Норвежец Тургейр Хиграфф собирается повторить легендарное путешествие своего соотечественника Тура Хейердала от Южной Америки до Полинезии. Осенью прошлого года он объявил, что ищет русского врача в свою команду, и в мае он его нашёл. В состав экспедиции «Кон-Тики Рэйс» вошёл 55-летний врач-анестезиолог из Москвы Борис Романов.
– Получилось всё спонтанно и случайно, – рассказал Романов Metro. – В ноябре прошлого года в Москве в Дарвиновском музее проходил вечер, посвящённый 100-летию Тура Хейердала. На вечере был Тургейр Хиграфф, который озвучил, что хотел бы повторить путешествие «Кон-Тики», но только в обе стороны. На этой встрече была моя знакомая, которая предложила мне попробовать попасть в команду.
По словам врача, чтобы кандидатуру рассмотрели, нужно было заплатить 100 долларов.
– Те, кто платил 100 тыс. долларов, попадали в команду без конкурса, – говорит Романов. – Я заплатил 100 долларов и послал информацию о себе: то, что я доктор-анестезиолог, работаю в Москве, в Центре эндохирургии и литотрипсии под руководством академика Александра Бронштейна. Они выбрали меня. Видимо, им понравилось, что у меня есть опыт экстремального туризма и северных экспедиций.
Оказалось, что активный отдых – хобби московского анестезиолога.
– В 2008 году я бежал самый тяжёлый в мире лыжный марафон в Гренландии – это 160 километров. Он поделён на три этапа, в первый день бежишь 58 км, во второй – 47, в третий – 55. Ночуешь в палатках, готовишь сам себе еду. Для меня, непрофессионала, сложно было. У меня старший брат был профессиональным лыжником-марафонцем, в 70-е годы входил в национальную сборную. Мы вместе с ним узнали про этот марафон, но он трагически погиб, и через какое-то время я решил осуществить нашу задумку. Это было испытание. Готовился к нему, после работы надевал фонарик на голову и по Измайловскому парку прокатывал 15–20 км раз в три дня.
Романов участвовал и в соревнованиях на открытой воде.
– Сын как-то подсунул статью «Переплыть Дарданеллы». В итоге я переплыл Дарданеллы, плавал на Мальтийском архипелаге, с острова Гозо до Мальты. А в 2014 году я плавал из Греции в Турцию. 10 км под тобой бездна.
Есть у путешественника и опыт северных экспедиций.
– Когда на Чукотке Роман Абрамович был губернатором, мы ездили, чтобы поддержать там здравоохранение, – рассказывает врач. – В 2001 году я оказался там в первый раз. Жил практически в больнице, потому что специалистов не хватало, экстренных случаев много. Помню парня – охотника на морского зверя с ножевым ранением доставили, посылали за ним самолёт за 400 км от нас. Нелётная погода была, через 8 часов привезли, он совсем белый был. Тяжёлое состояние, сложная операция. А утром он уже курил и спокойно ел. Удивительные люди! Я влюблён в Север, он как сито, негодяев и слабых отсеивает, остаются лучшие.
Романов готовится в августе ехать в Норвежский центр морской медицины на курс судовых врачей. Что касается самой экспедиции, то она стартует 1 ноября, по расчётам Хиграффа, плоты на остров Пасхи прибудут в середине декабря.
– Потом я отбываю на Большую землю, а в начале января мы передаём эстафету другой команде, где будет доктор из Тюмени – Сергей Гольцов. Он отобрался в результате конкурса, и он герой похлеще меня: он и дайвер, и шкипер, и радист.
В 1947 году Тур Хейердал построил огромный деревянный плот, который назвали «Кон-Тики» в честь легендарного героя многих полинезийских сказаний. Согласно преданиям, Кон-Тики приплыл в Полинезию с востока вместе со своими единоплеменниками. Они основали поселения на островах и дали начало местной культуре. Хейердал хотел проверить, верны ли предания и мог ли герой Кон-Тики переплыть Тихий океан.
Плот Хейердала состоял из 9 бальсовых брёвен длиной от 10 до 14 метров, сложенных так, что у плота был острый нос. «Кон-Тики» был оснащён прямоугольным парусом, кормовым веслом и двумя параллельными рядами швертов (досок, торчащих из дна плота вниз и исполняющих роль и киля, и руля), что полностью соответствовало конструкции плотов, на которых инки совершали океанские путешествия протяжённостью до 50 морских миль.
Успешное путешествие Хейердала доказало возможность пересечения Тихого океана в западном направлении из центральной части Южной Америки, а также невозможность сохранения кокосовых орехов в морской воде, то есть они не могли сами приплыть по течению, и, вероятнее всего, кокосовые пальмы были завезены людьми, путешествовавшими на плотах.
После экспедиции Тур Хейердал создал фильм «Кон-Тики», который в 1952 году был удостоен премии «Оскар» как лучший документальный фильм. В 2012 году вышла картина «Кон-Тики», выдвинутая на «Оскар» от Норвегии. Огромным успехом пользовалась и книга Хейердала «Экспедиция на «Кон-Тики».