Мы спускаемся в подвал одного из зданий Московского зоопарка, проходим по длинным коридорам, облицованным кафелем, до закрытой на замок решётчатой двери. За ней скрываются три самых обычных холодильника, в которых спят тушканчики.
– Раньше приходилось обходиться без холодильника. В советском «ЗИЛе» они не могли уснуть – тушканчики очень чувствительны к звукам и вибрациям, – рассказывает Metro ведущий зоолог экспериментального отдела мелких млекопитающих Филипп Тумасьян. – Приходилось их на улице устраивать, в холодных помещениях или между рамами,
К таким крайним мерам приходится прибегать, потому что тушканчики обитают в резко континентальном климате и условная зима у них начинается раньше, чем у остальных. Обычно эти степные грызуны живут в закрытом помещении, где для них создают тёплую и солнечную погоду. Но спать им нужно для здоровья (да и период размножения у них происходит только после спячки), поэтому их и погружают в искусственный сон в холодильнике. Вечный климатический обман получается.
– Процесс засыпания у них очень драматичный, – говорит Филипп. – Чтобы они уснули, их нужно поместить в экстремальные условия. Если оставить им с собой еду или материал для строительства гнезда, то они не уснут и будут надеяться на лучшее. Поэтому их запирают в темноте, в тишине при температуре 3–4 градуса тепла (как в норе под снегом. – Прим. ред. ). Тогда они отчаиваются и впадают в анабиоз.
Пока мы общались, тушканчики начали просыпаться, хотя в холодильник их заложили всего десять дней назад. В итоге, несмотря на звукоизоляцию из поролона, проснулись все зверьки, кроме одного, самого маленького. Пока его тельце взвешивали, карликовый тушканчик уже начал оттаивать и медленно крутить хвостом, но глаза не открыл.
– Когда наверху наступает нормальная зима, они отлично спят, хоть в руках их подбрасывай – не проснутся. При этом температура тут не меняется, – объясняет Филипп. – Почему так происходит, непонятно.