Сейчас он уже едет домой. Его сопровождают волонтёры движения "Альтернатива".
– Документов у него нет, – рассказывает Metro активист Алексей Никитин. – «Хозяин» не отдал паспорт. Но мы через полицию пытались его "пробить" и не нашли ни в одной базе. Пока не знаем, как будем восстанавливать документы...
Дома в Мурманске Сергея Хливного ждёт мать. Она не видела сына больше 18 лет, с тех пор, как он в 1996 году познакомился с дагестанскими ребятами и согласился поехать на Кавказ работать.
– Обещали золотые горы, – рассказывает Metro Сергей Хливный. – А потом просто забрали документы и всё.
По словам Сергея, работал он только за еду, а уехать не мог. Его несколько раз передавали на разные работы – чаще всего он пас скот, но был и на кирпичном заводе.
– Я в Москву скоро приеду, напишу заявление в полицию, – говорит Сергей Хливный.
Активисты "Альтернативы" к эффективности заявлений относятся скептически.
– Доказать факт рабства очень трудно, – говорит Алексей Никитин. – Документы он сам отдал, работал – его кормили. Теперь он уехал, и провести расследование на месте крайне сложно.
В случае с Сергеем, возможно, всё-таки можно будет найти состав преступления. После серии попыток убежать (каждый раз его находили на трассе и возвращали) Сергея стали приковывать на ночь цепью в сарае.
– До этого он мог свободно ходить по территории фермы, – рассказывает активист "Альтернативы" в Дагестане Закир Исмаилов. – А куда ему деться? Кругом степь, он идёт к трассе, пытается сесть в автобус, и его легко находят.
По словам волонтёров, за 2 года им удалось вернуть домой более 200 рабов. Но одни уезжают, а на их место привозят других.