10 июля на сцене театра "Санктъ-Петербургъ опера" состоится премьера постановки «Крым». Режиссёр проекта и художественный руководитель театра Юрий Александров назвал этот жанр - опера-митинг.
- Такого ещё никто не делал, - рассказал Metro режиссёр. - Действие происходит в центре зала. Зрители сидят вокруг с четырёх сторон. Нам хотелось, чтобы связь с ними установилась более эмоциональная. Чтобы они прочувствовали переживания. Наша позиция по Крыму ясна и принципиальна: мы его отстояли, он наш, и мы его никому не отдадим. Как прекратить трагедию, мы и спрашиваем у людей. Мы не знаем, как это сделать, это не наш уровень, это не наши возможности. Мы можем петь, мы можем обращаться к публике за помощью, будить её, тормошить, пытаться вызвать какую-то реакцию, мощную, сильную, она нам и необходима.
Оригинальностью постановки является не только новый жанр, но и отсутствие главных героев как таковых. Здесь нет имён, только люди. Например, солдат, мать, врач, ребёнок и т.д. Они выступают в роли неких собирательных образов, в которых зритель может увидеть себя или своего знакомого, родственника и т.п.
- Здесь нет любовной интриги. Главные темы спектакля: любовь к Родине и многовековая борьба за Крым, - добавляет режиссёр. - Постановка больше похожа на реакцию на ужас войны. Я специально летал в Ростов. Мне надо было понять, что происходит. Посетил лагерь беженцев. Не советую испытать эмоции, которые я там получил. Женщины говорят два слова, а дальше вой, слёзы, крики, истерики. Почти все дети заикаются.
Опера интерактивная. Зритель принимает непосредственное участие. Сначала когда медсестра кладёт вам на колени "окровавленную" повязку. Потом, когда актёры внезапно задают вопросы.
- Они поставлены так, что ответ может быть только один, - делится Юрий Исаакович. - Например, "Отказаться от русского языка возможно?" Конечно, зритель скажет "нет".
Основой постановки стала опера советского композитора Мариана Коваля "Севастопольцы", написанная во время Великой Отечественной войны. Сохранив музыку Коваля, режиссер создал новое произведение. В спектакле будут задействованы военно-исторические клубы, детские танцевально-хоровые коллективы и появится драматический артист, некий расказчик, который соединяет исторические события от русско-турецкой войны, через Великую Отечественную войну до современного Майдана.