Эта мера запланирована в рамках борьбы с бедностью в стране, рассказала накануне Ольга Голодец, вице-премьер правительства. При этом она акцентировала внимание на том, что малоимущим гражданам в рамках этой налоговой реформы могут и вовсе отменить подоходный налог.
Олег Филиппов, директор программ Факультета инженерного менеджмента Института отраслевого менеджмента РАНХиГС при Президенте РФ
– Планы ввести прогрессивную шкалу уже в 2017 году и в целях борьбы с бедностью отменить налоги для малоимущих нереализуемы. Ведь для этого необходимо провести полную инвентаризацию доходов в России, включая недвижимость. А это процесс долгий. Ну и сам политический момент, связанный с выборами. Но прогрессивную шкалу в любом случае введут. Думаю, в течение трёх лет. Реформа системы будет сопровождаться усилением контроля над доходами граждан в целом, поэтоум опасения относительно того, что люди, получив возможность стать малоимущими на бумаге и не платить в казну, станут использовать эту лазейку, беспочвенны. Всё идёт в сторону безналичной выплаты зарплат. Так что уходить от налогов будет сложнее.
Александр Разуваев, директор аналитического департамента "Альпари"
– На первый взгляд, освободить наиболее бедные слои от НДФЛ является правильной идеей. По мировым меркам социальное неравенство в России среднее, однако после 70 лет коммунизма оно ощущается в обществе достаточно остро. В СМИ даже появляются публикации о том, что по социальному неравенству Россия занимает первое место в мире. Это абсолютно неверно, этим традиционно пользуются различные левые популисты. Однако риск ухода зарплат в тень за счёт официального снижения до уровня, позволяющего платить нулевую ставку НДФЛ, очень высок. Не стоит забывать, что уже сейчас теневой оборот российской экономики составляет примерно 300 млрд долларов в год. Поэтому мы считаем, что ставку НДФЛ стоит оставить без изменений. Борьбу с бедностью стоит осуществлять ростом государственных расходов, то есть ускоренной индексацией зарплат и пенсий. Данная мера также поддержит внутренний спрос и, соответственно, рост экономики.