У преподавателя по классу балалайки Санкт-Петербургского музыкального лицея Александра Кучина занимаются только мальчики. Девочек он не берёт, потому что считает: струнный инструмент для них слишком сложный, балалайка требует стойкости и мужества.
– Хотя, если бы у нас в оркестре была хоть одна девочка, мальчики вели бы себя, наверное, по-другому, – говорит Александр Кучин.
Одна палка, три струны
Юбилей концертной балалайки широко отмечают в Петербурге. В честь этого события Комитет по внешним связям правительства города провёл в Северной столице слёт соотечественников из 20 стран. Для них организовали мастер-классы, экскурсии и концерты. Один из них прошёл в музыкальном лицее.
– Я оперный певец, в конце восьмидесятых во время гастролей нашего театра в Дании остался на Западе, – рассказал один из участников съезда Валерий Лукашев. – Открыл Русский дом в Копенгагене. А восемь лет назад создал балалаечный оркестр – до сих пор ни один участник не ушёл. Меня многие спрашивают: в чём секрет этого инструмента? Ведь ничего особенного в нём нет: одна палка, три струны. А слушаешь – не оторваться. Но ведь у фортепиано звук поступает через молоточки, звук скрипки – через смычок. Балалайке же посредники не нужны: только струны и сильные руки. Это наш генетический код – начинаешь играть мелодию, и уже не остановиться.
Именно по причине прямого контакта рук и жёстких балалаечных струн преподаватель Александр Кучин не берётся за обучение девочек.
– На пальцах левой руки образуются жёсткие мозоли, но это происходит практически у всех струнников, – поясняет Кучин. – Наша основная беда – указательный палец правой руки. Мы же не пользуемся ни смычком, ни медиатором. Во время игры палец сбивается в кровь. Я, когда учился в консерватории, постоянно ходил с распухшей рукой, даже в бассейне плавать не мог. И ученики мучаются. Поэтому я разработал специальную методику обучения: каждый день нужно заниматься всего по пять минут, это немного, потом прибавлять по минуте-две. Тогда не пропадёт желание.
По словам преподавателей игры на балалайке, главная привлекательность инструмента состоит в том, что его можно быстро освоить. Уже через пару недель ребёнок или взрослый сможет играть простые мелодии.
– Я знаю, некоторые мои ученики стесняются рассказывать, что играют на балалайке, а зря, – говорит Александр Кучин. – Мне кажется, её надо просто популяризировать. Тогда будет больше желающих играть на великом инструменте – и он вполне может затмить гитару. Ведь на балалайке получится сыграть всё что угодно: и народную музыку, и классику, и рок. Только многие об этом не догадываются.
Электробалалайка для рокеров
В советские годы все мастера работали на Фабрике музыкальных инструментов. Когда разрешили работать на дому, многие переместились в свои мастерские.
Сейчас большой популярностью пользуются электробалалайки.
– Их используют даже рок-музыканты, например ребята из американской группы Lost Tradition, – рассказывает музыкант и мастер Алексей Серебров. – Мне давно хотелось создать балалайку с чистым прозрачным звуком, максимально приближенным к акустическим инструментам. Долго экспериментировал. Выбор пал на две породы дерева: твёрдый фигурный клён и гватемальский палисандр. Клён даёт звуку прозрачные верха, а палисандр бархатный низ и компрессированную середину. Гриф, перо грифа и панцирь я изготовил из африканского чёрного дерева. Оно даёт звуку хорошую атаку. Конечно, такой инструмент вызывает много споров в среде профессионалов. Но как музыкант знаю, что с микрофоном не очень удобно играть на открытых концертных площадках. Электробалалайка не "заводится" от портальных колонок, при этом идентична акустической балалайке по звуку и приёмам игры.
Балалайка за миллион
Преподаватель Санкт-Петербургского музыкального лицея Александр Кучин играет на своём инструменте, которому уже 118 лет.
– Автор этой балалайки – знаменитый мастер Семён Налимов, – рассказывает Кучин. – Он сделал около трёхсот инструментов для оркестра Василия Андреева. С внутренней стороны моя балалайка подписана и пронумерована. Изготовлена она в 1900 году. Инструмент уникален; если брать эталон – это уровень Страдивари или Амати.
Я учился в Музыкальном училище имени Мусоргского у преподавателя Захара Ивановича Ставицкого. В 1980 году он умер. У меня были хорошие отношения с его вдовой, и она предложила купить инструмент.
Балалайка стоила полторы тысячи рублей – огромная сумма! У нас таких денег, естественно, не было. Но неожиданно в гости приехал дедушка и оставил на хранение крупную сумму. Мама знала, что я мечтаю об этом инструменте, мы пошли и купили.
Через месяц дедушка вернулся за деньгами. Мы показали ему балалайку. Был большой скандал.
У меня этот уникальный инструмент хотел купить известный балалаечник из Франции, написал письмо, предлагал миллион рублей. Я ответил ему, что преподаю в лицее и иногда показываю своим ученикам настоящий инструмент, играю на нём. Когда они слушают балалайку, которой 118 лет, у детей меняется отношение и к музыке, и к инструменту.
О русском инструменте узнал весь мир
Днём рождения концертной балалайки считается выступление оркестра, которое состоялось в марте 1888 года в зале Городского кредитного общества в Петербурге.
- Открывателем концертной балалайки считается Василий Андреев. Музыкант занялся усовершенствованием народных музыкальных инструментов и образовал в Санкт-Петербурге оркестр.
- Одна из самых старых балалаек, сохранившихся до наших дней, возраст которой приблизительно 120 лет, является экспонатом музея города Ульяновска.
- Создатель оркестра Василий Андреев пользовался покровительством дома Романовых. Он с большим успехом выступал и перед императором Александром Третьим, и перед Николаем Вторым. Солдаты царской армии обязательно обучались игре на балалайке.