СПбГУП – вуз с мировой академической известностью и своей системой образования, дающей отличные результаты. Конкурс и баллы ЕГЭ абитуриентов огромные, а выпускники нарасхват. Но не все поступившие стремятся соответствовать правилам университета. Таким предлагают перевестись в вузы попроще.
Сейчас же отчисляют целую группу, да ещё со скандалом, по решению специальной комиссии с участием знаменитых в профессиональном мире учёных и педагогов. И это необычно. Metro беседует с заместителем председателя комиссии, легендой петербургского телевидения и театрального образования профессором Валентином Сошниковым
Моргенштерны работодателю не нужны
- Отчислить целую группу сразу – что-то небывалое. Что же такое надо было натворить?
- Решение строгое, но справедливое. Эта группа противопоставила себя всему университету, совершила скверные и вызывающие поступки. В СПбГУП ещё в 90-е годы университетским сообществом приняты простые и понятные правила: никаких поборов, все деньги только через кассу вуза; посещение занятий обязательно для всех (кроме больных). Нельзя списывать – сразу отчисление. То же – за наркотики, драки. Недопустимы пьянство, неуважение к людям, мат. В университете не курят. И т.д. и т.п. Здесь реально построено общество приличных людей. Вот есть общее решение привиться от COVID, не подвергать друг друга риску – 100% сотрудников, 97% студентов привились. 3% студентов занимаются дистанционно. Громадному большинству наших ребят порядок, обстановка в вузе нравятся. Трудоустройство – 100% уже лет двадцать. Отсюда и конкурс особенный. В этом году – 69 чел. на места Минобра. Конечно, к соблюдению правил готовы не все, отсюда и плановое отчисление – ежегодно от 7 до 12%. Людям перед 1 сентября прямо говорим: кому наша система не нравится – присмотритесь год. Не адаптируетесь – переводитесь в любой другой вуз. Благо наших двоечников и прогульщиков везде берут с удовольствием. А работодатели с удовольствием берут тех, кому мы выдали дипломы. Особое значение на рынке труда имеют сегодня не только знания и умения, но и деловые качества выпускников: трудолюбие, порядочность, культура поведения, вменяемость. Моргенштерны работодателю не нужны.
Поборы в СПбГУП не проходят
- Что же с этой группой, будущими актёрами, пошло не так?
- Факультет искусств ошибся с выбором мастера актёрского курса. Назначили человека, работавшего ранее вторым педагогом. Сначала всё было нормально, а с приходом пандемии и введением дистанционного обучения он начал творить "чудеса".
Ввёл поборы, якобы на аренду помещения на стороне, начал подпольно проводить с группой контактные занятия. Несколько человек подхватили инфекцию, заболели. К тому же оказалось, что "педагог" деньги до кассы арендодателя не донёс. Ещё бы, помещение он арендовал в частном театре, где сам оформлен начальником. Кстати, у нас весь вуз, сотни групп ежегодно выходят на практику в другие организации, и нигде за аренду мы не платим.
Из группы поступила жалоба. Ректор счёл вуз ответственным за своего педагога и издал приказ: вернуть пострадавшим деньги из кассы университета. "Великому комбинатору" предложили всё присвоенное внести также в кассу вуза.
Удивительно, но преподаватель вуз "послал" и заявил, что поборы и организация контактных занятий в пандемию – его право. Его уволили за аморальное поведение, начались судебные тяжбы. Фемида признала поведение аморальным, но с процедурой увольнения не согласилась по срокам, из-за чего до сих пор идёт спор.
Этим артистам не обмороки играть, а зайчиков на корпоративах
- Ну а студенты?
- Здесь началось самое необычное. Студенты заявили, что поддерживают бывшего педагога: кого хотят, того и нанимают, что хотят, то и творят. И вообще, университетский устав не им писан. Про договоры с вузом и содержащиеся там свои обязательства ничего знать не хотят, считают себя свободными от наших правил и ничем нам не обязаны. А мы их обязаны обслуживать. И так далее – в духе телепроповедей Ксении Собчак… Тут же и громкий голос родителей прорезался: мол, кто вы такие, чтобы наших детей учить жить? Мы вам деньги платим, музыку заказываем. А вы пляшите! В разгар событий до ректора дошла информация, что приближенные к уволенному педагогу активисты готовят постановочный обморок. И студентку на роль жертвы вуза наметили весьма экзальтированную. Её нужно было заснять на выходе из деканата: она – в обморок, обалдевшая администрация вуза – в испуг, тут все воспитатели от великих актёров и отстанут. Тогда часть заговорщиков вызвали в ректорат, часть оставили снаружи. А служба безопасности отстроила все нужные телекамеры. Ректор поговорил со студентами строго и прямо: или соблюдаете вузовские нормы жизни, или уходите в другие вузы. После чего и случился "обморок" на заказ. Студентка объявляет "сердечный приступ", её снимают одногруппники на три айфона, а вуз снимает самодеятельных киношников. Недоросли выложили снятое в Интернет, да ещё и в полицию позвонили: дескать, в ректорате администрация силой удерживает студентов! Студенческие съёмки "обморока" оказались бездарны. Даже дети не поверили. Исполнение такого трюка требует серьёзной актёрской техники, а девушке доступны пока только роли зайчиков на корпоративах. Участников симуляции впору отчислять за профнепригодность.
А на кадрах университетских камер хорошо видно, как студенты готовятся к съёмке за несколько минут до выхода главной героини из ректората, занимают операторские места.
Преподаватели двух профильных кафедр СПбГУП, люди с огромными профессиональными заслугами – всё просмотрели покадрово и единогласно пришли к выводу: обморока не было. Была имитация, обман, дурная самодеятельность.
Потом студентка признала, что у неё не было никакого сердечного приступа. И вызванная ректором скорая помощь серьёзных проблем со здоровьем не нашла. А бывшие в ректорате студенты заявили, что их никто не удерживал.
Напакостил – хами и вызывай полицию!
- А почему занятия с этой группой прекратили?
- По большому счёту, после случившегося обучать их уже было невозможно: поставил двойку на экзамене – обморок, попросил объяснение за прогул – звонок в полицию? Но занятия прекратили не сразу. Все основные участники безобразий разом заболели. Больничный взяли 16 человек. Несколько дней занятия продолжались с остальными. Но решением Учёного совета была создана комиссия для служебного расследования происходящего. И тут ужасающим хамством отличилась уже вторая часть группы. Встретили декана, заведующего кафедрой и двух представителей администрации обструкцией, шельмованием, унизительной демонстрацией неповиновения: "Это мы будем задавать вам вопросы, а не вы нам", "Будем делать то, что хотим", "Будете дальше разговаривать с нашими адвокатами" и т.д. и т.п.
Сцена была настолько безобразна и оскорбительна, что письменный отказ работать с ними написали ректору все присутствовавшие там сотрудники вуза, включая нового мастера курса.
- Теперь – отчисление?
- Не сразу. Студентам всё же пришлось объяснять своё поведение комиссии. И тут отвратительная картина их аморального облика была дописана новыми жирными мазками: враньё, "потеря памяти", правовой нигилизм, нежелание держать ответ за свои поступки… Можем ли мы такую публику подсовывать работодателю с нашим дипломом?!!
- Как же они у вас такими до третьего курса дошли?
- Во-первых, год "дистанционки". И давайте всё же вспомним, что мы не выбираем, кого принимать. Абитуриентов к нам фактически зачисляет государство по баллам ЕГЭ. А школа в погоне за ЕГЭ сильно ослабила воспитание. В СПбГУП давно разработаны методы решения этой проблемы. Но негодным звеном стал мастер курса. Педагог оказался несостоятельным. Он отказался от утверждённых вузом методик преподавания, перешёл на собственные и превратил группу в подобие секты, противопоставившей себя окружающему миру. Отсюда и странная сплочённость этих студентов при совершении весьма предосудительных, на наш взгляд, поступков.
Известен эффект группового поведения, когда люди сбиваются в стадо и круговая порука становится важнее общественной морали. Деятельность криминальных группировок на этом основана. Но СПбГУП – не колония для перевоспитания преступников. Это не наша специализация.
- И что, всех отчислите?
- Или почти всех. Конфликт в том, что группа студентов понимает свободу как право не выполнять свои обязательства, под которыми они, взрослые люди, подписались в контракте с вузом. В этой ситуации мы не можем продолжать их подготовку.
На Учёном совете я голосовал за отчисление всех. Но коллеги двумя третями голосов поддержали студенческих лидеров вуза. Те считают, что не все в группе безнадёжны, что нужны разные персональные решения. Ну что же, посмотрим…
В составе комиссии:
- профессор, доктор культурологии, зав. кафедрой конфликтологии, лауреат премии Правительства СПб Г.М. Бирженюк;
- профессор, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ Д.Н. Катышева;
- ведущий актёр театра "Буфф", заслуженный артист РФ Е.Г. Александров;
- профессор, член Союза композиторов и Союза концертных деятелей России, заслуженный деятель искусств РФ С.А. Осколков;
- профессор, доктор педагогических наук, заслуженный деятель науки РФ В.Е. Триодин и др.
Валентин Сошников
Ученик Георгия Товстоногова, профессор, заслуженный работник культуры РФ. 40 лет жизни связаны с Ленинградским телевидением. Режиссёр более 1000 телепрограмм разных жанров. Работал на главном городском канале художественным руководителем, главным редактором, директором. Театральный режиссёр-постановщик.
С 1979 г. начал преподавать в Театральном институте на Моховой.
В 2000 году стал первым проректором вуза. С 2006 г. – зав. кафедрой режиссуры мультимедиа СПбГУП. Осуществил 5 выпусков студентов.