Знаменитый актер, народный артист России Георгий Штиль недавно отметил 85-летний юбилей. На его счету – больше двухсот ролей в кино. При этом 56 лет своей жизни Штиль отдал БДТ. Юбилей артист также встретил на родной сцене, сыграв главную роль в спектакле “Люксембургский сад”.

"Я оптимист"
Георгий Антонович, в чем секрет вашей молодости и творческого долголетия?
- Секрет долголетия один – у меня нет денег на похороны. Я это всем говорю. Если серьезно, то никакого секрета нет – надо просто жить, радоваться жизни и любить свой город. То есть быть оптимистом.

Вы всегда занимались спортом, увлекались теннисом. Продолжаете занятия?
- К сожалению, уже несколько лет в теннис не играю. Мне теперь помогает жить кардиостимулятор. Конечно, спорт многое дает человеку и актерам надо обязательно им заниматься. А теннис, на мой взгляд, самый интеллигентный вид спорта. Матом игроки не ругаются и на корт выходят только в тапочках.

А за “Зенит” болеть продолжаете?
- Болею, но на матчи уже почти не хожу. Конечно, уровень нашего футбола пока низковатый. Мне кажется, наши футболисты дольше соображают. Вот, например, посмотрите, как африканцы играют в футбол! Если бы мы сегодня собрали полностью негритянскую команду, она бы выиграла у любой другой.

Вы в 75 лет повторно женились – можете сказать, что почувствовали вторую молодость?
- Да, конечно! Жена у меня прекрасная – она дает мне жизнь и очень обо мне заботится. Например, возит меня на работу в театр. Но и первая жена у меня была замечательная – мы с ней 40 лет прожили, но она умерла от инсульта. А вторая моя жена – настоящая грузинка, по профессии – врач. Мне с ней очень хорошо.

"В автографах никому не отказываю"
Вы считаете себя в большей степени театральным или киноактером?
- Безусловно, театральным. Если вы посмотрите сейчас старые фильмы, там три четверти актеров из театра. Потому что актер без театра очень быстро деградирует. Но кино я тоже люблю. Жаль, что Петербург теперь так мало снимает. Все кино захватила Москва.

Но вы же активно до последнего времени снимались в сериалах!
- Недавно хорошую роль сыграл – антиквара в небольшом сериале "Колодец забытых желаний". Картина получилась неплохая, жаль только, что особо о ней никто не говорил. Раньше выйдет любая передача по телевидению – тут же рецензию пишут. А сейчас многие фильмы проходят незамеченными.

Вы настоящий рекордсмен по количеству сыгранных ролей в кино – у вас их больше 210. Какими из них больше всего гордитесь?
- На этот вопрос трудно отвечать – это как решать, какой палец любимый. Все доставались с большим трудом – особенно маленькие эпизоды. Как-то ко мне в поезде подошел Армен Джигарханян и сказал: “Жора, я узнал, что у тебя столько картин". Мне так приятно было! А он сам сыграл больше всех – примерно 300 ролей. А я его очень ценю и уважаю, поэтому был очень рад его признанию.

Вас на улицах петербуржцы узнают?
- Я спокойно хожу по улицам. Да, автографы часто просят, и сфотографироваться тоже. Я никому не отказываю. В метро уже не езжу: жена у меня 40 лет за рулем, и везде меня возит.

Чувствуете себя звездой?
- Нет, я считаю себя просто профессионалом. Хотя и хорошим профессионалом. Человек должен критически к себе относиться и понимать, что никакой он не гений.

"Нашу страну покидать нельзя"
В спектакле "Люксембургский сад" вы сыграли эмигранта, который живет в Париже. А у вас в жизни никогда не было мыслей – куда-то уехать, хотя бы в Москву?
- Нет, никогда! В этой пьесе как раз есть такие тонкие вещи, которые я считаю очень важными: каждый человек, который родился и вырос в СССР – он русский. Я много видел эмигрантов – они очень страдали, когда уезжали с родины. Наша страна такая, что покинешь ее – будешь всю жизнь страдать.

Петербуржец для вас – состояние души?
- Для меня петербуржец – это любовь к своему городу и прежде всего неравнодушие. Мы живем в одном из самых красивых городов в мире. Говорю это со знанием дела, так как побывал во всех европейских столицах. Но в то же время я очень люблю соседнюю Финляндию. Езжу туда очень часто, собираю там ягоды и грибы.

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский недавно заявил о "провинциализации Петербурга". Вы с ним согласны?
- В какой-то степени сегодня все города становятся провинцией. Ведь провинции как таковой не стало. В России нет хорошей настоящей деревни, чтобы люди занимались там сельским хозяйством. Хотя, конечно, говоря о “провинциализации”, нам нужно прежде всего вести речь об отношении к культуре. У нас плохо с культурой!

Кроме того, Петербург потерял свое телевидение, радио, "Ленконцерт". Все себе Москва забрала! Я не вижу сейчас столько мощных артистов, сколько было в нашем одном театре в советское время. А пьесы пишут такие, что не хочется их ставить.

Почему, на ваш взгляд, молодые таланты в дефиците?
- Потому что не стало настоящей хорошей школы, которая в наше время еще сохранялась. Как стали педагогам платить меньше, чем дворникам – так все и покатилось…

Вы довольно критично относитесь к происходящему – какие-то не праздничные мысли высказываете…
- Ленина не люблю - он Россию загубил. Но одну его фразу я запомнил навсегда: на каждом банкете и на каждом празднике надо говорить о недостатках.

А сами в политику никогда пойти не хотели?
- Актеры не должны заниматься политикой. Они могут высказываться по любому поводу и говорить, что хотят. Но что хорошего они могут сделать, например, в Думе, как могут людям помочь? Никак.

Факты:
Сегодня Георгий Штиль выходит на сцену в спектаклях "Алиса", "Что делать", "Война и мир Толстого", "Губернатор".
В БДТ молодежь зовет Георгия Антоновича "дядей Жорой".
В 2016 году Георгий Штиль выпустил книгу мемуаров "У меня все роли главные".