Metro начинает новую рубрику. Мы будем рассказывать о тех, кого каждый день встречаем на улицах: музыкантах, танцорах, зазывалах. Герои первого репортажа – индейцы
– Мама, а они настоящие?! – девочка смотрит на танцующих возле станции метро «Горьковская» индейцев. Этот вопрос дети задают часто, самые любопытные и бесстрашные подходят к музыкантам и пытаются вырвать перо из головного убора.
Индейцы, выступающие на улицах Петербурга, самые что ни на есть настоящие. Сесар, Армандо, Сайри и Сегундо приехали в северную столицу России из Эквадора. Здесь они проводят тёплый сезон – с мая по сентябрь, а затем возвращаются к себе на родину.
«КАМЕННАЯ ГОЛОВА»
У граждан Эквадора своя группа. В переводе с языка индейских народов Южной Америки она называется «Каменная голова».
По-русски гости из Эквадора знают пять слов: «привет», «пока», «спасибо» и «сколько стоит». Такие же познания у музыкантов и в английском. Говорят на индейском языке кечуа и испанском, поэтому без гида группе не обойтись. Шеей «Каменной головы» является петербурженка Татьяна.
Раньше 24-летняя девушка занималась латиноамерканскими танцами, заодно учила испанский язык. С индейцами познакомилась на улице, они переговорили и пригласили Татьяну стать их менеджером и проводником в российском городе.
Все участники группы родом из индейских деревень. Двое из них – Сесар и Сегундо – родные братья. Им и пришла идея создать группу. Единомышленников нашли по Интернету, встретились, составили репертуар и график гастролей.
– Мы поём народные песни, – пояснил Metro Сегундо. – В основном о любви, причём несчастной.И неважно, весёлая мелодия или грустная.
По словам менеджера Татьяны, в Эквадоре все песни, которые исполняет группа, местное население знает наизусть.
– Это как у нас «Во поле берёза стояла» или «Шумел камыш, деревья гнулись», – объясняет Татьяна. – Только берёза и камыш у них свои, эквадорские. А чтобы привлечь внимание аудитории, которая равнодушна к южноамериканскому колориту, они играют композиции из популярных фильмов. Считается, что больше всего денег собирает музыка из «Титаника».
ВСЁ СВОЁ ВЕЗЁМ С СОБОЙ
В Петербурге Сесар, Армандо, Сайри и Сегундо снимают квартиру. Утром, если на улице нет дождя, выходят на работу.
У группы «Каменная голова» три основные точки: площадь возле станции метро «Горьковская», Дворцовая площадь и Елагин остров.
Сначала едут на «Горьковскую». Переодеваются, разрисовывают лица, украшают себя перьями, достают музыкальные инструменты. В нескольких метрах от себя ставят коробку для денег.
– Все инструменты привозят с собой из Эквадора, – рассказывает Татьяна. – Дудочки, конфлейта, кена сделаны из бамбука, а чак-час – из копыт альпаки.
Рядом с выступающими индейцами любят ошиваться местные попрошайки. Время от времени они выхватывают из коробки для денег купюры. Музыканты за ними не бегают – боятся растерять перья. Да и коробка эта – не основной доход группы «Каменная голова». Больше всего они зарабатывают на продаже сувениров: ловцов снов, фенечек, музыкальных инструментов, кошельков и амулетов.
В день группа зарабатывает от 20 до 30 тысяч рублей – как повезёт.
– Это не так много, как кажется, – говорит Татьяна. – Во-первых, сумму надо разделить на пятерых. Часть денег уходит на оплату жилья. Ещё часть отдаём полиции, администрации парков. Ведь торговля во многих местах запрещена, но договориться можно. К тому же билет из Эквадора в одну сторону каждому музыканту обходится в две тысячи долларов – половину суммы съедает багаж: ведь все сувениры они везут из дома. Зимними эквадорскими вечерами плетут фенечки, шьют сумки и делают амулеты.
ЛЮБИМОЕ БЛЮДО
По словам менеджера группы Татьяны, индейцы очень неприхотливы в быту.
– Продукты покупают в магазинах, – рассказывает Таня. – Не едят только свинину. А так, если некогда готовить, могут и пельмени сварить. Чаще едят рис, кукурузу – то, что привыкли есть на родине. Очень скучают по мясу морской свинки. Это у нас грызун продаётся только в зоомагазинах, а у них в Эквадоре их откармливают на фермах. Для индейцев запечённая морская свинка – всё равно что для русских курочка, приготовленная в духовке. Они знают несчётное количество способов приготовления маринада! В России таких экспериментов не проводят, боятся: вдруг соседи их вычислят и возненавидят.
Правда, иногда в свободное время индейцы заходят в зоомагазины. На морских свинок музыканты из Эквадора могут любоваться часами.
«Каменная голова» – не единственные индейцы, гастролирующие в Петербурге.
– В городе работают шесть групп, – рассказывает Сегундо. – У нас жёсткая конкуренция. Распределения, кто на какой точке работает, нет. И если мы приехали на Дворцовую, а там уже танцуют и поют наши земляки, едем искать другое место. В хорошую погоду ночуем в Александровском парке, чтобы первыми занять место.
Конкурируют индейцы только в работе. Иногда договариваются и организованно выезжают за город поиграть в футбол. Раз или два за лето индейцы уходят в ночное: жгут костры, танцуют, задабривают своих индейских духов.
– Выбирают пустынное место, чтобы не напугать местных жителей, – говорит Татьяна. – Перья не надевают. Играют на своих дудочках, поют – уже без микрофонов, просто для себя.
• В Петербурге музыканты из Южной Америки появились в середине 90-х годов прошлого века. Выступают возле станций метро, в парках, на площадях.
• Музыканты из группы «Каменная голова» в Петербурге работают впервые. В предыдущие сезоны выступали в европейских странах, а также в Армении, Грузии и Турции.
• По словам самих музыкантов, больше всего удаётся зарабатывать в России. Здесь чаще покупают сувениры. В других странах большей популярностью пользуются диски. К тому же зрители в Петербурге чаще оставляют монеты и купюры в коробке для денег.