Изобретателем трамвая стал Фёдор Пироцкий. Своё детище он вывел на рельсы еще в 1880 году, а уже через десять лет трамваи появились в 13 городах России.
Петербуржцы оценить достоинства этого вида транспорта смогли гораздо позже – лишь через 30 лет. Помешало акционерное общество конно-железных дорог, чьи интересы ущемлялись.
В итоге электрический трамвай пошёл по улицам Петербурга – тогда столицы Российской империи - лишь 29 сентября 1907 года.
Первый вагон выехал из ворот Василеостровского трамвайного парка, где сейчас открыт Музей городского электрического транспорта. Сначала трамвай перевозил горожан на весьма скромное расстояние – по первому маршруту №4 можно было проехаться от 8-й линии Васильевского острова по Благовещенскому мосту к Главному штабу.
Сегодня по Северной столице проложено примерно 500 км трамвайных путей, по которым курсирует 780 вагонов. Здесь работает пять трамвайных парков и один совмещенный трамвайно-троллейбусный парк.
Как рассказали Metro в СПб ГУП «Электротранс», у петербургского трамвая не только богатое прошлое, но и многообещающее будущее.
- Во-первых, трамваи в Петербурге, да и вообще в России, становятся более комфортными для пассажиров – низкопольными. Это удобно для маломобильных граждан, для родителей с колясками, для пожилых людей. Количество таких составов у нас увеличивается с каждым годом, - начинает перечислять тенденции представитель предприятия Святослав Новиков. Он напоминает, что 3 сентября в Петербурге начал курсировать самый современный низкопольный трамвай марки "Витязь". Еще десять таких машин появятся в городе на Неве к 2017 году.
- Во-вторых, экологичность электрического транспорта неоспорима – он не выделяет никаких выхлопов. Современные трамваи в этом плане также в лидерах, они наносят еще меньше вреда окружающей среде. То есть экологическую составляющую мы тоже постоянно развивае, - продолжает рассказ специалист.
Третьей чертой трамвайной сети будущего пресс-секретарь «Горэлектротранса» назвал возможность перевозить в новых моделях трамваев больше людей, чем раньше.
- В ближайшем будущем также вырастет автономность трамваев, будут появляться расширенные аккумуляторы. Это необходимо, если вышла из строя контактная сеть и нужно покинуть место. «Витязь», например, сейчас может спокойно пройти без контактной сети, без электричества около 1,5 км, - отметил Святослав Николаев.
Среди других новшеств, на которые могут надеяться петербургские пассажиры, - широкое оснащение вагонов сетями wi-fi, информационными мониторами, на которых в дороге можно почитать новости и важные объявления, а также системами бесконтактной оплаты проезда.