При первом знакомстве с новым исследованием профессиональных устремлений, которое провела компания Hays, можно сделать вывод о том, что главным стимулом для развития поколения Y (родившихся после 1983 года) являются деньги. По крайней мере, так утверждает почти 80% опрошенных. Однако, по мнению Алекса Штейнгардта, генерального директора Hays в России, всё дело в том, что мы, молодые, сумели не просто полюбить монету, но и полностью переосмыслить подход к работе.

– Основная разница между поколением X (родившиеся с 1965 по 1982 годы. – Прим. ред.) и Y заключается в отношении к жизни и работе, – уверен Штейнгардт. – Жить, чтобы работать, а не работать, чтобы жить – вот что поменялось. Игреки ищут самореализации за хорошие деньги, чтобы удовлетворять свои желания путешествовать, проводить время с друзьями и семьей. У поколения X другое отношение к деньгам, более консервативное, они стараются экономить и откладывать. Для поколения Y в работе важен баланс работы и личной жизни, а для поколения X работа – это в первую очередь средство заработать деньги, контрактные отношения.

Однако в любви к деньгам есть и плюс – всё в том же исследовании сказанно, что стремление заработать толкает поколение Y к самосовершенствованию: так, каждый третий готов учиться только для того, чтобы получать больше (в среднем по миру на это пойдёт лишь каждый четвёртый).

– Разумеется, это плюс для экономики, поскольку российский рынок труда получает высококвалифицированных, активных специалистов, – комментирует Штейнгардт. – Поколение Y понимает, что в условиях сегодняшнего рынка необходимо постоянно учиться и развиваться, не останавливаться на достигнутом. Для них знания и навыки – индикатор успешной карьеры, и как следствие, финансового благополучия. Работодателям же следует демонстрировать, что они готовы давать такие возможности сотрудникам и поощрять стремление к саморазвитию. Помимо прочего, нужно учитывать любовь игреков к путешествиям: подключать к международным проектам, отправлять в командировки.

В отчёте говорится также об отличительных особенностях нашей молодёжи от сверстников в других странах. Например, россияне меньше других (19% против 40% в среднем по миру) считают, что социальные сети не мешают им работать. Половина респондентов также заявила, что работодателям следует разрешать использовать соцсети на работе. Как выяснилось, поколение Y не использует соцсети как инструмент для поиска работы, но в то же время 68% опрошенных допускают, что работодатель может посмотреть их страницы в Интернете.

Но за активностью в Сети скрывается нежелание общаться с коллегами по работе. Это, конечно, относится только к личным отношениям. Так, только каждый десятый видит удовольствие в том, чтобы помочь коллеге, и каждый пятый – в участии в коллективном деле. И только 15% игреков заинтересованы в активной социальной жизни на работе (по сравнению с 30% в среднем по миру).

– На уровне своих ценностей поколение Y более индивидуалистичное, – отмечает Алекс Штейнгардт. – Но игреки не забывают о своих личных интересах, поэтому финансовое вознаграждение стоит на первом месте. В исследовании мы увидели очень позитивный сигнал: стремление к саморазвитию и обучению. Это значит, что игреки не довольствуются, например, вузовским дипломом, это поколение читает книги, ходит на выставки, изучает языки и развивает себя профессионально. Всё это в совокупности обеспечит российский рынок труда отличными специалистами.

Ещё одной, несомненно, положительной чертой российских игреков является желание работать «на себя». Помимо 11% тех, кто уже стал предпринимателем, 76% уверены в том, что собственный бизнес – главная цель в их карьере.