Россияне остаются приверженцами точки зрения, согласно которой всё импортное лучше отечественного. Во всяком случае, в плане модных брендов одежды. К такому выводу пришла исследовательская группа департамента психологии в Высшей школе экономики под руководством Натальи Антоновой. В восприятии наших соотечественников российская одежда проигрывает по качеству, к ней меньше доверия, с ней не так сильно отождествляют себя люди. Кроме того, наше родное не столь широко представлено на вешалках магазинов. Респонденты упоминали западные бренды в 7,5 раза чаще, а многие о наших даже не знают. По другим исследованным характеристикам – история торговой марки и её уникальность – разрыв и преимущество западного уже не так велики.
Анна Лебсак-Клейманс, генеральный директор Fashion Consulting Group, объясняет, что исследование не отражает реальной ситуации из-за незнания психологами тонкостей фэшн-рынка.
– Сегодня действительно невозможно отделить «российскую» одежду от иностранной, так как 95% произведено из импортных тканей и 80% сшито вне территории России, – говорит Metro эксперт. – И те 20% одежды, которая сшита внутри страны, произведены из импортного сырья. Технологии те же самые, а цены и качество регулирует рынок.
Коллекции отечественных брендов соответствуют моделям зарубежных конкурентов, а крупные ритейлеры, такие как InCity, Baon, Ostin, Gloria Jeans, работают по международным бизнес-моделям, отмечает гендиректор Fashion Consulting Group.
Антонова считает, что отечественным брендам нужно работать над улучшением собственного имиджа. Теоретически, российские бренды должны бы вызывать более сильную персонификацию, говорится в исследовании. Есть значительные возможности использования механизма «свой, такой же как я», то есть механизма идентификации. Но на самом деле это не работает. Одной из причин может быть использование англоязычных названий. Российские бренды маскируются под зарубежные, но эффект получается обратный. Но есть и альтернативная версия – носить одежду иностранных торговых марок более престижно.
Лебсак-Клейманс парирует: российская одежда не подмочила репутацию за счёт ширпотреба – он идёт из Китая.
– Что касается репутации торгового знака «сделано в России», то она, к примеру, выше репутации «сделано в Китае», – комментирует эксперт. – Отчасти это объясняется историей китайских товаров на нашем рынке. Именно Китай с 90 годов прошлого века – основной поставщик самого дешевого «ширпотреба» в Россию. Нужно отметить, что в Китае производится не только самый дешевый «ширпотреб», но и дорогие премиальные модели. При этом в России одежда самого дешевого сегмента практически совсем не производится. Это связано с тем, что производства не могут обеспечить низкую себестоимость из-за отсутствия локального сырья. Поэтому российских изделий по самым дешевым ценам «китайского ширпореба» практически не существует. Из-за этого репутация одежды, сделанной в России, «не подмочена» низким качеством и воспринимается выше китайской.
Анастасия Балмочных, руководитель департамента торговых площадей компании JLL в Санкт-Петербурге, отмечает, что кризис – отличное время для продвижения российских брендов одежды. Они уже используют некоторые возможности, если брать статистику заполнения торговых центров.
– В условиях санкций, ослабления рубля и локализации экономики российские fashion дизайнеры фактически получили «зеленый свет» на рынке торговой недвижимости, – комментирует ситуацию эксперт. – Имея возможность управлять затратами, производством и предлагая конкурентоспособный, не массовый товар, отечественные дизайнеры сегодня пользуются высоким спросом со стороны покупателей. Сегодня на рынке представлены как проекты в формате галерей молодых дизайнеров – например, если брать Петербург, «ЛугLOOK» в ТРЦ «Монпансье», Freedom Store в ТРК «Галерея», «Мега Дыбенко» и «Невский Центр», так и магазины отдельных дизайнеров – например, бутик пальто Екатерины Смолиной в Гостином Дворе. Также в числе интересных проектов – магазины WoowFamily (Russian Room, Gate 31, Want Store и другие), а также магазины петербургского дизайнера Яниса Чамалиди.
С другой стороны, российские дизайнеры предлагают менее массовый, более эксклюзивный продукт, заключает эксперт.