Вслед за западными странами в России резко вырос спрос на научно-популярную литературу. Топовые популяризаторы науки и вовсе пытаются поспорить со звёздами шоу-бизнеса и бизнес-тренерами.

Научпоп в литературе, более чем востребованный в советские времена и стабильно кассовый на Западе, постепенно становится фоновым, повседневным и в России. Об этом свидетельствуют как количество выпускаемых ежегодно изданий и их растущие тиражи, так и активные гастроли популяризаторов науки.
– Мы тонем в океане информации, новые научные данные появляются гораздо быстрее, чем мы способны их освоить, школьная программа устаревает раньше, чем печатаются учебники, – объясняет Metro растущую популярность научпопа в литературе Ася Казанцева, популяризатор науки и лауреат премии "Просветитель". – Единственный способ поддерживать хотя бы самое общее представление о том, как устроен мир за пределами вашей узкой области профессиональной специализации, – следить за качественной и современной научно-популярной литературой.

Хочу всё знать
Среди фаворитов – биология с примкнувшими к ней психологией и медициной и космология, потому что люди хотят знать, кто они такие и каково их место во Вселенной, говорит Казанцева.
Далее идут альтернативная медицина, научный подход к религии, биотехнологии, математика, лингвистика. К ним в последнее время прибавляются когнитивные науки, продолжает Наталья Гаязова из просветительского фонда "Эволюция". Они касаются теории познания, психологии, нейрофизиологии.
– Последних всё больше на рынке нон-фикшн, – отмечает она. – Кажется, люди устали от нескончаемого информационного шума и хотят научиться мыслить критически.
При этом ассортимент варьируется от условно строго научных изданий до беллетристики. На одной полке в магазине можно найти бестселлер "Эгоистичный ген" Ричарда Докинза и "Физику времени" Ричарда Мюллера по соседству с книгами вроде "Симпсоны и их математические секреты" Саймона Сингха и "Гарри Поттер и методы рационального мышления" Элиезера Юдковского.

Научпоп-звёзды
– Помимо роста тиражей востребованность книг нон-фикшн проявляется в массовом интересе к их авторам. Сегодня они играют роль поп-звёзд: мотаются по всей стране с гастролями, собирают огромные залы, раздают интервью, – комментирует Казанцева.

Условно главным популяризатором науки в мире считается знаменитый британский физик-теоретик Стивен Хокинг. Бестселлерами стали его книги "Краткая история времени" (1988) о зарождении Вселенной, "Чёрные дыры и молодые вселенные" (1993) и "Мир в ореховой скорлупке"  (2011) – продолжение первой книги. К нему в пару идут американский астрофизик Карл Саган, британский эволюционный биолог Ричард Докинз, а также израильско-американский психолог Даниел Канеман – основоположник психологической экономической теории и поведенческих финансов.
Среди российских авторов выделяются биолог и палеонтолог Александр Марков ("Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня", "Эволюция человека"), биолог Александр Панчин ("Сумма биотехнологии") и астрофизик Сергей Попов ("Звёзды: жизнь после смерти", "Суперобъекты: звёзды размером с город").

Не весь научпоп одинаково полезен
Учитывая широкий ассортимент, простому читателю становится всё сложнее ориентироваться в огромном потоке книг нон-фикшн. Они серьёзно различаются не только по тематике, но и по качеству.
Ориентироваться предлагают на работы профессиональных учёных и книги, которые изданы в сотрудничестве с просветительскими фондами. Впрочем, немалая часть научпопа сегодня пишется журналистами. Это касается тем, которые не связаны с фундаментальными науками.

Книги жанра, которые могут вам понравиться
•    Александр Пиперски. "Конструирование языков". Книга об искусственных языках и их изобретателях.
•    Франс де Вааль. "Истоки морали". О том, что истоки морали стоит искать у животных.
•    Фрэнсис Коллинз. "Доказательство Бога". Библия научного атеизма, теория разумного замысла, теистический эволюционизм.

Братья наши железные
В течение десятков лет научная фантастика пугает публику страшилками о роботах, которые займут наше место. Научпоп подхватил актуальную тему. Мартин Форд ("Роботы наступают: Развитие технологий и будущее без работы") привлекает внимание к теме рынка труда XXI века; Дэвид Минделл ("Восстание машин отменяется! Мифы о роботизации") опровергает мнение скептиков, которые сулят безработицу; а Джеймс Баррат ("Последнее изобретение человечества") рассуждает, когда нас обойдёт искусственный интеллект.

Считалки для взрослых.

Другой

Фото:

От обезьяны к человеку
Классический труд "Эгоистичный ген" Ричарда Докинза вышел в 1976 году. С тех пор эволюция и развитие цивилизации в разных ипостасях стали наиболее востребованными темами в научно-популярной литературе – от эволюции органов человека (Нил Шубин, "Внутренняя рыба. История человеческого тела с древнейших времён до наших дней") и влияния эволюции человека на здоровье (Джереми Тейлор, "Здоровье по Дарвину") до рассказа о репродуктивной системе (Роберт Мартин, "Как мы делаем это").

От обезьяны к человеку.

Другой

Фото:

В шоке от Вселенной
Физика – одна из излюбленных тем популяризаторов науки. А всё потому, что многих эта дисциплина пугала в школе и пугает до сих пор. Американский учёный Лоуренс Краусс так и назвал свою книгу – "Страх физики. Сферический конь в вакууме". Пол Хэлперн ("Играют ли коты в кости?") рассказывает о поиске общей теории мироздания; Митио Каку ("Физика невозможного") предполагает, какие открытия будут совершены в XXI веке; а Фрэнк Вильчек ("Красота физики. Постигая устройство природы")  размышляет о красоте Вселенной.

В шоке от Вселенной.

Другой

Фото:

Считалки для взрослых
Околоматематических книг масса. Они рассчитаны на абсолютно разную аудиторию – от потребительской (упомянутый Ричард Мюллер, "Симпсоны и их математические секреты") до более-менее подкованной. Джозеф Мазур ("Игра случая: Математика и мифология совпадения") простым языком описывает теорию вероятности на исторических примерах; Джордан Элленберг ("Как не ошибаться") использует дисциплину для объяснения хаоса реальной жизни; а Барбара Оакли ("Думай как математик") учит развивать мышление.

Считалки для взрослых.

Другой

Фото:

"Люди устали от информационного шума и хотят научиться мыслить критически".
Наталья Гаязова, фонд "Эволюция"