Зачем городу нужен Форум?
Начнём с того, что в этом году будет обсуждаться наиважнейшая для Москвы тематика – жизнь вне центра, на территории от Третьего кольца до МКАДа. Большинство населения города живёт именно там. В советское время о качестве общественных пространств этих территорий никто не заботился. Общество развивалось по иной парадигме. Сейчас мы живём по-другому, должен меняться и город. Больше всего ожидаю от Форума, что мы найдём способ, направления, как лучше сделать эту реконверсию.
В своих интервью вы говорили, что в спальных районах должны появиться «точки притяжения». Что это?
Кроме сна есть ещё два вида активности: отдых и работа. Можно перемещать в спальные районы рабочие места, размещать там функционал для досуга. Тут есть некоторые оговорки. Большие торговые центры тоже лягут большой нагрузкой, вызовут транспортные проблемы. Поэтому торговую функцию нужно делать распределённо. Лучше построить десять маленьких магазинов, чем один гигантский. В идеале нужно всегда занимать первые этажи магазинами, чтобы формировались улицы.
В Венеции, например, тоже много жилых домов в центре, но разнообразие чувствуется, так как первые этажи наполнены интересными вещами.
С торговлей ясно. Какой вид досуга может притягивать людей на периферии?
Всё что угодно. Парикмахерская, зубной врач, кружки макраме, картинные галереи, маленькие театры. Всё, что город делает городом. Нужно сделать так, чтобы микрорайон был оживлённым. Чтобы люди не только приезжали-уезжали, но и гуляли. Это, кстати, сделает микрорайоны более безопасными. Полиция не может контролировать всё, просто факт присутствия людей делает обстановку на улицах безопасней.
То есть сейчас вы признаёте, что в Москве жить неудобно?
Всё относительно. Если сравнить Москву с мегаполисами государств, экономическое развитие которых сопоставимо с Россией, – Индии, ЮАР, Бразилии, Мексики – то мы далеко впереди. Другое дело, что есть желание сделать, чтобы было ещё лучше. Урбанистический форум как раз для этого и нужен... И говорить, что в Москве всё плохо, нельзя. Иначе бы здесь не жило столько людей и мы бы не были свидетелями бурного подъема города.
Сколько нужно времени, чтобы изменить ситуацию?
Чёткого дедлайна ставить нельзя. Во-первых, повторюсь, нельзя говорить, что у нас всё плохо. Во-вторых, нужно делать шаги, способные улучшить ситуацию. С каждым шагом ситуация будет меняться. Может, через пять лет будет лучше, через десять – заметно лучше, а через 50–100 – совсем хорошо. К тому же город – живой организм, многое в нём зависит от, например, мировой экономики. Поэтому сроки здесь ставить очень сложно.
Какое у вас мнение об архитектурном облике новых станций метрополитена?
Проектирование и дизайн станций – это менее проблемная точка в городе. В принципе, есть некий уровень. Нормально, так может быть, станции как станции. Но, считаю, что можно точечно применить очень интересный дизайн. Проводить для этого конкурсы, даже международные. Если бы в Москве станцию сделал архитектор-звезда, это было бы интересно. Если город примет решение сделать что-то необычное, то мы будем исполнять. Если нет – то я отношусь к этому с пониманием, зная, насколько сложными объектами являются станции подземки.
Каковы перспективы развития пешеходных зон?
Этот процесс идет, в тех или иных проектах это закладывается. Например, при создании парка «Зарядье». Чем более центр пешеходный, тем более он комфортный. В исторических районах многих городов – Варшавы, Праги, Шанхая, Пекина – автомобили не ездят. Поэтому считаю, что появление целого пешеходного квартала в Москве тоже было бы уместным. При этом, конечно, нужно учесть мнение и автомобилистов, которые, по сути, являются теми же пешеходами.
В ваш адрес часто звучит критика «Архнадзора». Как вы к ней относитесь?
Это заметная организация, я прислушиваюсь к их мнению. К сожалению, движение не зарегистрировано. У «Архнадзора» нет переговорщиков, регламента, людей, которые ответственны за других членов движения. В движении есть те, кто зарабатывает себе очки как публичная персона, и те, кто формулирует предложения, основанные на исторической фактологии. Это хорошо. Я приветствую действия людей, болеющих за город, не занимающихся горлопанством, несущих знания.
Есть мнение, что мэрия ничего не делает для того, чтобы в городе появилось дешёвое жилье. Вы готовы это подтвердить?
Конечно, это не так. Скажу вам, что доля владельцев своего жилья в Москве колоссально больше, чем в других, самых развитых городах: Париже, Берлине, Лондоне.
Другое дело – обеспеченность комфортным жильём. Она должна быть выше. И то, что нам надо развивать институт аренды – факт!
Дороговизна жилья в мегаполисе – это нормально. Для экономики города это даже хорошо. Власти делают всё, чтобы доступность жилья была максимальной, стройки – дешёвыми, но качественными. Поверьте, я вижу это своими глазами.
Какое место в Москве вам нравится с архитектурной точки зрения? Где гуляете?
(Озадаченно вздыхает.) Сложный вопрос. Проблема не в том, что я не люблю гулять или мне не нравится в городе. Дело в том, что в последние годы настолько плотный график, что сложно... Когда у меня появляется время, я люблю из города уезжать или появляться в каких-то озеленённых пространствах. Пешеходные зоны появились, когда у меня стало мало свободного времени... Но мне нравится, как сделан парк Горького. Вообще, как в городе меняются зелёные пространства. На архитектуру у меня традиционный взгляд. То, что Москву делает столицей, очевидно – это торжественная архитектура первой половины XX века. Здорово, что здесь есть историческая часть, вкрапления конструктивизма. Москва по богатству и разнообразию слоёв уникальный город. Здесь есть гигантский потенциал. А если добавить современной архитектуры, то вообще будет полный набор.