Если недавно мужчин в синхронном плавании представить было сложно, то теперь смешанные дуэты включили в официальную программу чемпионата мира. Мы решили посмотреть на тренировку потенциальных чемпионов и отправились субботним утром в Олимпийский центр синхронного плавания Анастасии Давыдовой.
Уже в девять часов группа начальной подготовки, в которую ходят дети в возрасте от четырёх до семи лет, выстроилась возле хореографического зала. Там малышей, в числе которых были два мальчика, встретила их тренер Юлия Потапова. К физическим нагрузкам здесь приучают с детства, поэтому занятие в субботу для них – третье за неделю. Сначала будущие чемпионы час занимаются в зале, а затем ещё столько же в бассейне.
Начав с разминки, они постепенно перешли к более сложным упражнениям – шпагатам на стуле, мостикам и прочим элементам, развивающим растяжку и гибкость. Эту часть занятия все дети переносили по-разному.
Кто-то с лёгкостью садился на шпагат и задирал ноги до ушей, а некоторые старались поскорее отсчитать положенные десять секунд, пока их растягивает тренер.
Арсений Сидоров и Арсений Ерёмин, периодически на что-то отвлекаясь, выделялись на фоне девочек – их одногруппницы выглядели более старательными, и тренер ставила их в пример.
– Сидоров, Ерёмин, успевайте за девочками! – командовала Юлия, не забывая и хвалить за хорошую работу.
Дети послушно выполняли команды тренера и с интересом поглядывали на нас с фотокорреспондентом, а Арсений Сидоров практически не отрывал взгляда от объектива фотоаппарата.
– Он у нас звезда, – объяснила тренер. – Снимается в рекламе «Фруктового сада», в шоу «Уральские пельмени». Ты снимаешься в рекламе, да?
– Да, – ответил Арсений.
– Нравится тебе, да? – продолжала спрашивать Юлия.
– Да, – повторил мальчик.
– Носочки тянуть будешь? – задала вопрос на засыпку тренер, но не получила ответа от Арсения, которому предыдущие вопросы явно нравились больше.
Растягивая одну из девочек, тренер поинтересовалась:
– Ты что, опять ела плюшки?
– Нет, тульский пряник, – с гордостью ответила девочка. – А вчера пирожки с яблоками, мои любимые.
После этого дети оживились и стали наперебой обсуждать еду. Ерёмин сообщил, что ест яблоки и бананы, а Сидоров рассказал, что на отдыхе в Египте питался макаронами и конфетами, потому что мяса и рыбы там «вообще-то нет».
Закончив тренировку в зале, дети вместе с тренером переместились в бассейн. Поочередно Юлия «скинула» каждого ребёнка в воду, и только Арсений Ерёмин остался у бортика, где и провёл всё занятие.
– И так уже месяц, – вздохнула тренер. – Боится глубины. Ерёмин, давай я тебе помогу, так и не будешь плавать?
Но малыш только иногда набирал в рот воду и брызгал на колобашку, но с места так и не двинулся.
– Мы ходим с января, а все детки с сентября, и у нас боязнь глубины. Ребёнок от природы гибкий, поэтому с растяжкой проблем нет, а на воде комплексует, хотя в маленьком бассейне чувствует себя комфортно – рассказала Metro мама Арсения Ерёмина Люба. – Надеемся, это вопрос времени. Здесь всё-таки всё очень серьёзно и нацелено на результат.
Кстати, как оказалось, оба мальчика попали на синхронное плавание случайно:
– Арсению по рекомендации врачей необходимо плавание для укрепления здоровья. Я искала ближайшее место в Южном округе и нашла занятия в этом центре, а потом мы прошли отбор.
Мама другого Арсения Наталья Сидорова также планировала записать сына на обычное плавание:
– Когда мы пришли в лягушатник, здесь шёл набор на синхронное плавание, и нас сагитировали.До этого я даже не знала, что существует мужское синхронное плавание, нам на входе это объяснили. Сеня доволен, ему нравится заниматься. Единственное – ему пока тяжело в хореографическом зале, где он страдает на растяжках и шпагатах, но от бассейна просто приходит в восторг.
Кто знает, возможно, именно эти дети в будущем выиграют очередные золотые медали Олимпийских игр и чемпионатов мира. Тем более что им есть с кого брать пример, ведь развитием синхронного плавания в стране продолжает заниматься самая титулованная российская спортсменка Анастасия Давыдова, на счету которой пять олимпийских медалей высшей пробы, 13 золотых наград чемпионатов мира и 7 побед на чемпионатах Европы.
Пока мы наблюдали за тренировкой малышей, у противоположного бортика бассейна шла более серьёзная работа. Вооружившись деревянной палкой, Анастасия Давыдова тренировала юниорок.
Такое приспособление необходимо тренеру для того, чтобы поправлять ошибки девочек.
– Каждый тренер придумывает для своего удобства какие-то обозначения. У нас важно в обязательной программе стоять на месте – в точке, как мы называем. Если ребёнок плывет спиной назад, то тренер брызгает вперёд, ребёнок видит и начинает себя тянуть вперёд, чтобы не нарабатывать ошибки, – рассказала Metro Анастасия Давыдова. – С палкой работать очень удобно, потому что если спортсменка встаёт в неправильное положение, то мы не дёргаем каждый раз, чтобы они выходили из воды, а просто поправляем палкой и не позволяем привыкать к неправильной позиции. Вообще, есть две палки – одна деревянная, которой мы поправляем неправильное положение, а другая железная, которой тренер при отработке программы стучит по бортику, чтобы установить единый для всех ритм и добиться синхронности.
Существуют и условные сигналы, которые синхронистки используют под водой.
– Это звук наподобие того, что издают дельфины, тем самым мы заменяем железную палку, которой накладывается ритм, – продолжает Анастасия. – Если выключаются подводные динамики с музыкой, а у нас такое было даже на олимпийском отборе к Афинам, то кто-то из девочек издаёт этот звук для того, чтобы выполнять движения синхронно.