Будущий городской музей автобусов пополнится новым экспонатом – стареньким ЗиС-155.
– Машину нашли в деревне на берегу озера Еглинское Валдайского района Новгородской области. Без двигателя и салона, она использовалась как дровяной склад, – рассказывает Metro руководитель проекта по созданию музея Фёдор Черноусов. – Кузов простоял там почти сорок лет, пока один добрый человек не указал нам местонахождение артефакта.
Автобус выпускался в Москве на Заводе имени Сталина в 1949–1957 годах. В основе его конструкции лежит модель General Motors TDH-3610, однако значительно упрощённая. Поэтому он в некотором роде «обрусевший». Из-за этого ЗиС-155 в народе прозвали "Советским американцем".
Судьбоносный день в жизни ЗиСа наступил 30 июня этого года. За ним приехали создатели музея и перевезли автобус в город на Неве. Машину ждёт реставрация, затем она займёт место в коллекции создаваемого музея.
– Скорее всего, машины будут находиться на базе первого автобусного парка на Днепропетровской улице, часть их базируется там и сейчас. Экспонатами станут отреставрированные автобусы ГУП «Пассажиравтотранс», компании Retro Bus, а также других владельцев. Сегодня у нас собрано уже порядка 20 единиц техники, – говорит Черноусов.
Некоторые старенькие автобусы ещё предстоит привести в порядок, а некоторые уже отреставрированы и на ходу. Гордость Фёдора – ЛАЗ-695М, который носит прозвище «Маруся». Машина, выпущенная в 1970 году, возит экскурсии и даже успела сняться в десятке фильмов.
– Это единственный в России действующий автобус такой модификации. 40 лет он проработал на космодроме Плесецк – возил рабочих на строительство объектов, и никто о нём не знал. Мой товарищ служил там в армии и рассказал нам о «Марусе». После долгих переговоров машину удалось обменять на почти новый ПАЗ, – рассказывает Фёдор. – Мы сделали обширный кузовной ремонт, поменяли обшивку, восстановили салон. При этом двигатель решили оставить оригинальный.
Другим известным автобусом в коллекции является ЛиАЗ-677, за забавный вид в народе прозванный "Луноходом". Фёдор наше?л в интернете объявление о его продаже в сентябре 2007 года. Автобус работал на служебнои? развозке в одном из предприятии? города Владимир. Переговоры о покупке велись полгода, за это время Фёдор получил "автобусные" права, изучил особенности конструкции "Лунохода" и собрал команду друзей, чтобы было веселее ехать.
По прибытии в Петербург «Луноход» проше?л капитальныи? ремонт - со временем стало очевидно, что нужно приводить в порядок кузов. Продолжавшийся несколько лет, ремонт был в итоге завершён полной заменой кузова на практически новый, чудом сохранившийся на автобазе аэропорта "Пулково". Летом 2014 года "Луноход" прошёл ремонт ходовой части, а также была произведена покраска кузова и салона.
– Сеи?час кузов автобуса покрашен в историческии? же?лтыи? цвет, а двери - в белыи?. Он стал как новенькии?, даже лучше, - говорит Фе?дор.
Ещё одним экспонатом музея станет раритетный ПАЗик, который пока только ожидает реставрации. Нашли машину в Тульской области.
– Самое интересное, что кузов автобуса – деревянный, – говорит Черноусов. – На небольшие предприятия в регионах с Павловского завода привозили рамы с двигателем и капотом, а кузова строились полукустарным способом, зачастую вообще без чертежей, из подручных материалов.
В прошлом году в жизнь воплотилась давняя мечта энтузиастов – они нашли ещё один легендарный "Икарус-55". "Королей дорог" 1950-х годов во всём мире осталось не больше 10 штук. Два из них реставрируют для музея.
– Первый автобус в советское время работал в "Главленавтотрансе" на междугородных маршрутах. Потом машину списали и отвезли на охотничье-рыболовную базу парка. Там он стоял как бытовка и пришёл в плохое состояние. Сейчас мы фактически строим этот автобус заново, – рассказал Фёдор.
Второй 55-й "Икарус" нашли в Подмосковье. Много лет он простоял на территории секретного предприятия. Поэтому машина избежала участи отправки на металлолом.
– Эта модель считалась самым комфортным и быстрым междугородным автобусом. В салоне даже был штатный холодильник и некое подобие барной стойки. В каталоге деталей она называется "хранилище для использованных пивных бутылок".
Также в музейную коллекцию войдёт первый львовский автобус компании Retro Bus – "Наташка". Его пригнали из города Нерехта Костромской области в 2010 году. Он долго работал, но сейчас его нужно ремонтировать.
– Ещё нам очень хочется найти ЗиС-127. Это красивый междугородный автобус 1950-х годов с алюминиевыми гофрированными бортами. Также очень интересно было бы видеть в коллекции "Икарус-180" и "Икарус-556". Это самые первые городские "Икарусы", белые с красной полосой. Старшее поколение их хорошо помнит, – говорит Фёдор. – В первую очередь мы хотим собрать те автобусы, которые ездили именно в Ленинграде.
Старинных автобусов с каждым годом становится всё меньше и меньше, поэтому создатели музея рады им в любом состоянии. Если вам известно о том, что где-то стоят сарайчики, бытовки или вагончики, похожие на автобусы или троллейбусы, сообщите об этом в редакцию Metro по телефону 8 (812) 244-43-45 или напишите по адресу: alexandr.tupeko@metronews.ru.