На днях ученики четвёртого класса (детям по 10 лет) вместе с учительницей отправились на экскурсию «Религии мира», которая включала в себя посещение Соборной мечети, церкви и синагоги. На записи видно, как мальчик-мусульманин совершает молитвенный обряд, а другие ребята повторяют его движения: шепчут слова, делают поклоны и встают на колени.
Намаз совершил школьник по имени Ахмат (имя изменено по просьбе родителей). Отец мальчика, выложивший запись на своей страничке в Facebook, рассказал Metro, что его сын просто молился и не преследовал цели увлечь других.
– Ребёнок в церкви ставил свечку, а дети, видимо, когда сын молился в мечети, попросили показать им, как проходит молитва у мусульман, – отметил он. – Сын сказал одноклассникам, что объяснять это долго. И, когда ребёнок начал совершать обязательный намаз, другим детям стало интересно – и все просто встали за ним и повторяли его движения.
По словам отца, сын даже не видел, как дети выстроились за ним в линейку.
– Сначала было непонятно, что происходит. Но потом мне с подружками стало интересно, поэтому мы стали повторять движения, – рассказала Metro одноклассница Ахмата. – Никто нас не заставлял, никаких команд со стороны не было.
Однако на записи отчётливо слышно, как женщина, ведущая съёмку (по словам отца Ахмата, это была экскурсовод), говорит мальчику: «Медленно делай, чтобы они видели». За кадром слышно, как две женщины шепчутся друг с другом. После окончания молитвы они подходят к детям и наперебой спрашивают: «Вы хоть молились?», «А что вы говорили?», «Молились?», «Просто Бога просили о чём-нибудь?», «Каждый раз когда поклонялись? Молодцы».
Если одна женщина – экскурсовод, то кто вторая? Учитель? Всё происходит с её ведома и согласия?
– Безусловно, дети вряд ли смогли бы в такой ситуации самостоятельно идеально расположиться на одной линии и слаженно выполнять все действия, – уверена детский психолог Татьяна Котова. – Поэтому я прихожу к выводу, что всем процессом кто-то руководил. Не так важно, кто именно это был. Важно, что педагог в любом случае должен был вмешаться. Хотя бы на некоторое время прервать всё происходящее и объяснить учащимся, что они делают, какие действия они совершают. Не могу сказать, что учительница совершила преступление, но элемент безответственности налицо.
Столичный Департамент образования обеспокоен историей с намазом.
– Тема серьёзная, но пока ничего непонятно. Надо определить, что это за школа, что за дети, искать учительницу, – сообщили Metro сотрудники пресс-службы.
Когда четвероклассников спрашивали, о чём они молились, ребята очень трогательно отвечали: «Я просила Бога, чтобы было у нас много здоровья и счастья», «Я просил всем бедным людям счастья». Главное, чтобы за эти добрые молитвы им теперь не влетело.
– В таком возрасте они во всём видят элемент игры. Причём делают всё искренне и не включают голову, – объяснила Татьяна Котова. – Такой «танец» для них – элемент творчества. Подсознательно они просто хотят привлечь к себе внимание, а не заявить о своих предпочтениях.
На защиту детей встал и председатель Духовного управления мусульман Москвы муфтий Ильдар-хазрат Аляутдинов.
– Надо понимать, что перед нами дети. И нет ничего удивительного или предосудительного в том, что во время экскурсии по Соборной мечети в сопровождении педагога они повторяли действия своего товарища-мусульманина, умеющего совершать намаз, – рассказал он Metro. –
Учитывая тот факт, что свои действия ученики навряд ли совершали с полной осознанностью и намерением поклонения по канонам ислама, думаю, не стоит беспокоиться о том, что подражание каким-то образом вывело их из православной веры.
Похожего мнения придерживается и священник Русской православной церкви отец Михаил.
– Очевидно, что в произошедшем есть некий элемент «обезьянничества». Маленькие дети – это люди без чёткой религиозной самоидентификации. Это надо обязательно учитывать. Поэтому говорить о том, что они совершили что-то поперёк православия, просто неуместно, – объясняет Михаил Metro. – Тут важно следующее: родителям нужно как можно раньше начинать проводить с ребёнком разговоры на религиозные темы. Ребёнок должен понимать, как себя вести, когда он оказывается в храме. Ему следует объяснить, что нужно не только уважать представителей разных религий, но и хотя бы немного понимать, какой смысл вкладывается в те или иные действия в церкви, в храме, в мечети.