Впервые в России собрали столько полотен одного из главных художников эпохи Возрождения.
– Конечно, случались такие удивительные выставки, на которых встречались картины Тициана. Но каждый раз это были отдельные явления, – рассказала директор Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Ирина Антонова. – А на этой выставке одиннадцать картин, подобранных с удивительной щедростью – мы знакомимся со всеми главными темами искусства Тициана.
Директор ГМИИ имени Пушкина Ирина Александровна Антонова выразила глубокую благодарность Группе ЕСН, Григорию Березкину и Михаилу Верозубу за спонсорскую поддержку выставки Тициана.
На торжественном открытии выставки в музее министр культуры РФ Владимир Мединский наградил посла Италии в России Антонио Дзанарди Ланди "за продвижение итальянской культуры в России и русской культуры в Италии" высшей ведомственной наградой – почетным знаком "За вклад в российскую культуру".
– Огромное спасибо за ваше признание! – поблагодарил собравшихся посол Италии. – За два с половиной года моей работы здесь, вероятно, ни одна другая мировая столица не видела столько итальянского искусства, сколько видела Москва.
Полотна Тициана были привезены в Москву из галерей девяти итальянских городов. Шесть из одиннадцати картин никогда прежде не покидали пределы родной страны. Главный куратор выставки профессор Джованни Вилла провел для Metro отдельную экскурсию по выставке:
– La Bella, "Красавица" – это один из шедевров зрелого Тициана. Произведение представляет идеал женской красоты, – рассказал об одном из любимых полотен Джованни. – Это абсолютная модель женской красоты! Один из критиков писал, что у идеальной красавицы кости не должны быть видны и этот портрет идеален тем, что мы видим все кроме них.
– В "Данае" же, наоборот, присутствует своеобразный поиск чувственности через свет и атмосферу, – рассказал об одной из четырех легендарных полотен Тициана Вилла. – Та же "Венера Урбинская" Тициана, по сравнению с "Данаей" кажется скромной монашкой. "Даная" стала примером для Веласкеса, Рубенса, Гойя с его "Обнаженной Махой" и Мане с его "Олимпией".
– К концу жизни Тициану удалось рассказать, что такое тайна святого. И, если говорить о "Благовещении", то здесь речь о моменте воплощения, – поделился "тайнами" полотна профессор. – Две разных по стилю части картины показывают нам как Тициан объединяет европейскую живопись.