Египетский переворот 2011 года, в результате которого лишился власти всесильный президент Хосни Мубарак, нарекли в народе «революцией «Твиттера». Именно посредством микроблогов общались активисты заговорщиков. До этого в Тунисе случилась «революция Facebook». Профессор Том Джексон из британского Университета Лафборо уверен, что социальные сети довольно точно передают настроения в народе. «Твиттер» используют уже полмиллиарда человек. Из них 340 млн публикуют хотя бы одно сообщение в день.

Вместе с коллегами ученый занимается разработкой платформы, которая анализирует сообщения, приходящие из разных стран, учитывая их эмоциональный посыл. Всего в расчет берут восемь настроений: гнев, отвращение, страх, грусть, счастье, удивление, стыд и смятение.

По словам доктора Мартина Сикоры, представителя исследовательской группы, изначально прогнозирование не входит в планы разработчиков. Речь идет исключительно об эмоциональной оценке публикой уже состоявшихся событий. Но в перспективе интеллектуальную систему могут взять на вооружение правоохранительные органы или правительственные структуры, чтобы оперативно реагировать на определенные сигналы в обществе и, к примеру, предотвращать беспорядки.

– Спектр применения на самом деле шире, – говорит Сикора Metro. – От бизнеса до маркетинга. Отдельно мы хотим заняться таким явлением, как кибербуллинг, когда одни пользователи издеваются над другими.

– Мы способны оценить реакцию на любое событие – будь то преступление, принятие нового закона или просто изменение погоды за окном, – добавляет Джексон. – Более того, мы в состоянии не только составить карту настроений по всему миру, но и показывать на ней, как эти настроения меняются.

По словам Сикоры, наблюдения за динамикой наиболее заинтересовали исследователей.

– К примеру, со временем, через несколько дней после конкретного события, злость или смятение превращаются в стыд или даже наоборот – трансформируются в позитив, – говорит ученый.

В Университете Лафборо считают, что "население" социальной сети, в которой активно отмечаются в основном молодые люди, не мешает оценивать настроение стран в целом.

– Эта система призвана стать не самостоятельным средством оценки, а неким дополнительным инструментом, – отмечает Сикора. – Соответственно и воспринимать ее результаты вне контекста всей аудитории "Твиттера" невозможно. Мы задумывались о том, чтобы ранжировать посетителей соцсети по возрасту, полу и так далее, но это работа на перспективу. Она идет, но далека от своего завершения.