Возмущение белорусов вызвали уведомления с требованием уплатить налог «на тунеядство», согласно которому нетрудоустроенные граждане обязаны оплачивать определенную сумму государству. Порядка 400 тысяч человек уже стали должниками, сообщает Первый канал. Заплатить по «счету» смогли, пока что, только 24 тысячи жителей страны.
Протестные настроения подогревает и выросший на треть уровень безработицы. От уплаты налога были освобождены люди, попадающие под определение льготной категории: студенты, многодетные семьи с детьми дошкольного возраста, священнослужители. Но положения это не спасло.
Министерство труда и социальная защита Беларуси ранее разработали поправки к декрету, обновленный вариант которого лидер государства Александр Лукашенко подписал в начале 2016 года. От налога освободили тех, кто проходит альтернативную воинскую службу, спортсменов. К тем, кто оказался в тяжелой жизненной ситуации (уход за больными родственниками), также относятся со снисхождением. Вместе с тем, неработающие родители дошколят, посещающих детский сад, также считаются «тунеядцами».
В интернете налоговые уведомления активисты уже назвали «письмами счастья» и выпустили инструкцию на случай, если оно, все же, пришло в почтовый ящик. Пользователи Сети обсуждают различные варианты поведения при получении документа.
Дать комментарий журналистам в Министерстве труда Беларуси отказались. Активисты и депутаты страны собирают подписи к петиции за отмену декрета. Когда количество подписантов достигнет 50 тысяч, инициатива обретет силу на законодательном уровне.
Metro обратилось за комментарием к писателю и политическому деятелю Николаю Старикову. Эксперт считает, что издание декрета противоречит логике и нынешней ситуации в Беларуси.
«На мой взгляд, правильная логика должна быть такова: сначала государство обеспечивает стопроцентную занятость своему населению, только после этого оно может штрафовать тех, кто отказывается работать. Никаких страшных социальных последствий в Беларуси от этого не случится, но данное решение мне представляется не совсем логичным» - отметил публицист.
В качестве примера Николай Викторович приводит советский опыт борьбы с безработицей и биржи труда. Наказание за тунеядство полагалось только после того, как безработица была ликвидирована.
Между тем, налог «на тунеядство» планировалось ввести и в России.