– Когда я это видео смотрела, чуть не упала, – говорит пресс-секретарь фестиваля Александра Сарана.
Мы сидим в кафе, и я под удивлёнными взглядами надеваю громоздкие очки и наушники, чтобы испытать то, что предстоит московским зрителям. Меня ждёт полёт над Нью-Йорком. Моё виртуальное альтер эго открывает глаза и оказывается на шумном перекрёстке. В Нью-Йорке вечер и дождь. Кручу головой, смотрю на небоскрёбы, и тут – взлёт. Инстинктивно хватаюсь за край кресла, мозг обманут.
– Держись-держись, – ласково произносит Саша, опытный виртуальный путешественник.
Оказавшись над облаками, я разглядываю небесных жителей и опускаюсь обратно. Когда приземление закончено, кажется, будто ноги только что ударились о землю.
Виртуальная реальность (VR), которую москвичи привыкли воспринимать как аттракцион, превращается в искусство. Секции VR-фильмов появляются на международных кинофестивалях, и вместо компьютерной графики зрителя окружает реальная съёмка. Сферическая камера особенно полюбилась документалистам, потому что она позволяет перенестись в место, где ты никогда не был и вряд ли побываешь.
– Я вижу огромный потенциал для этой технологии в образовании, – рассказал Metro программный директор фестиваля и режиссёр Георгий Молодцов. – Например, есть программа Google Expeditions Pioneer. Они приходят в бедные школы и показывают им потрясающие места нашей планеты. С помощью VR ты можешь «телепортироваться туда».
Сам Георгий создаёт фильмы об инвалидах, которые многого добились несмотря ни на что. Благодаря сферической камере, закреплённой на герое, зритель смотрит на мир, например, глазами колясочника, ставшего танцором на льду. Тело при этом будет подыгрывать, потому что оно окажется в том же положении, что и тело главного героя, – сидя.
В программе фестиваля «телепортации» в зону отчуждения Чернобыля, в лодку охотников за китами, к подножию извергающегося вулкана и много куда ещё. Поучаствовать можно бесплатно, но количество мест для каждого сеанса ограниченно, и требуется регистрация.