
В День памяти жертв холокоста в московском театре "Новая опера" прошла премьера оперы "Пассажирка", написанной Моисеем Вайнбергом в 1968 году и запрещённой советскими властями.
По сюжету бывшая надзирательница лагеря смерти Лиза отдыхает с мужем на пароходе, и, прогуливаясь по палубе, замечает среди пассажиров женщину по имени Марта, которая 20 лет назад была узницей лагеря. Память возвращает Лизу, а с ней и зрителей в те дни, когда она приговорила Марту к смерти, а возлюбленного узницы расстреляли в лагере.
Происходящее на сцене комбинируется с кадрами на экране над ней: когда перед зрителем предстаёт остриженная Марта с серым лицом, на экране – она же, только до вой-ны – красивая, счастливая и улыбающаяся. А когда русская партизанка Катя исполняет "Арию свободы", проектор высвечивает на экран портреты людей, ставших жертвами холокоста. Потом их ряды заполняют потолок и стены зала, а затем исчезают.
– Миссия нашего спектакля сформулирована в эпиграфе оперы, – рассказал режиссёр Сергей Широков. – "Если заглохнет эхо их голосов, то мы погибнем". Мы обращаемся прежде всего к молодым людям, которые не знают тех обстоятельств, того ужаса, и хотим рассказать им эту историю современным языком.
И молодёжь, похоже, этот язык поняла:
– Я еврей, и эта тема даётся мне тяжело, – поделился зритель спектакля, 26-летний Андрей. – И когда она поднимается в виде фантазий и спекуляции, что часто бывает в кино, то смотреть на это неприятно. А этот спектакль справился со своей задачей: мы должны знать своё прошлое, без него у нас нет будущего.