Подвижной состав Малой Октябрьской железной дороги должен пополниться узкоколейным паровозом серии ВП4-1337. Паровоз энтузиасты привезли в Северную столицу поселка Пуксинка Свердловской области весной 2014 года. Узкоколейка на которой работал локомотив обслуживала колонию. Дорога прекратила своё существование несколько лет тому назад.
Сейчас локомотив находится на ремонте в депо ТЧ-7 на станции "Московская-Сортировочная". Этот паровоз в будущем станет первым экспонатом музея узкоколейной техники, который планируется устроить на базе трассы в Озерках.
- Некоммерческое партнёрство «Императорский вокзал», занимающееся восстановлением паровоза, планирует заключить с нами договор о создании у нас выставки старинной узкоколейной техники, - рассказал Metro начальник Малой Октябрьской дороги Владимир Чиликин. - Таким образом, детская железная дорога станет более увлекательной.
В планы «Императорского вокзала» входит восстановление ещё нескольких локомотивов и вагонов. Энтузиасты собрали по всей стране в общей сложности восемь единиц техники. Среди них тепловозы, старинная платформа, паровой кран.
- Энтузиасты планируют всё это восстаноить, а мы предоставим им инфраструктуру. Это будет музей под открытым небом. Часть экспозиции мы планируем сделать на северной трассе в Озерках, а часть – на южной, на станции «Царскосельская» в Пушкине, - добавил начальник дороги.
Стоит отметить, что на Малой Октябрьской уже работает один узкоколейный паровоз - КП4-477, построенный в 1955 году. Сначала он работал на шпалопропиточном заводе в городе Бологое, а потом его поставили там на, как выяснилось, не вечную стоянку в качестве памятника.
- Он был выкуплен и восстановлен на средства ОАО "РЖД" и дня открытия 66-го сезона работы Малой Октябрьской - 1 июня прошлого года - работает на южной трассе, - рассказал Владимир Борисович.
За счёт "РЖД" также планируется восстановить два тепловоза: ТУ3-001 и ТУ2. Сейчас они находятся тоже на "Московской-Сортировочной".
Что касается сроков создания музея, коллекцию для которого собирает "Царскосельский вокзал", то там ясности пока нет. Как рассказал Metro главf некоммерческого партнёрства Леонид Москалёв, они работают на сугубо частные средства - иногда бывает спонсорская помощь, также энтузиасты тратят и свои деньги.
- Это не значит, что мы миллионеры. Мы стараемся, просим, нам идут навстречу, что-то передают. Мы объединились, чтобы содействовать созданию такой экспозиции на Северо-Западе. Подобные музеи есть в в Эстонии, Латвии, Литве, в России - в Петерславле-Залесском, а в Петербурге - нет, хотя первая узкоколейная железная дорога общего пользования появилась именно у нас - говорит Леонид Москалёв. - Это Ириновская дорога, которую строил барон Корф. Линия шла от Петербурга практически по трассе Дороги Жизни.
Два года назад петербургских энтузиастов включили в программу приграничного сотрудничества Эстония-Латвия-Россия.
- Мы выиграли грант, благодаря которому была разработана предпроектная документация будущего музея. Но так как программа негосударственная, сказать когда конкретно будет создан музей мы пока не можем, - говорит Москалёв.
Пока энтузиасты создают музей, все интереующиеся историей узкоколейной техники и железных дорог в целом могут посетить экскурсии, которые проводятся на одной из немногих сохранившихся узкоколеек. Находится она в 120 километрах от Петербурга близ посёлка Тёсово - Нетыльский, что находтся на границе с Новгородской областью. Ранее там размещалось одно из крупнейших торфопредприятий СССР. Ныне там действует только торфопредприятие "Тёсово - 1".
С 2013 года на территории узкоколейки проводятся военно-исторические фестивали и экскурсии. Их инициаторами и создателями музея являются выпускники Малой Октябрьской железной дороги. Силами энтузиастов приобретены образцы мото- и автодрезин, два тепловоза серии ТУ4, один из которых восстановлен до рабочего состояния, построен подъездной путь для отстоя и ремонта будущих экспонатов. Узнать график экскурсий и записаться на них можно в группе Тёсовской узкоколейной дороги "ВКонтакте".
- В 2014 году создана официальная музейная организация, ведущая сотрудничество с правительством Новгородской области, с руководством Малой Октябрьской детской железной дороги, - рассказал директор музея Тёсовской узкоколейной железной дороги Алексей Помигуев. - На данный момент Тесовская дорога является единственной полноценно действующей музейной узкоколейкой. Мы хотим чтобы наши посетители имели возможность прокатиться на ретро-технике, познакомиться с процессом добычи торфа и деятельностью торфопредприятия.